Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Необходимы ежегодные пожертвования... “Чудесное спасение драгоценной для всех русских жизни” императора неожиданным образом дало толчок развитию в стране разного рода благо­ творительных обществ. Появившаяся в среде моряков мысль об открытии подписки на устройство на русских берегах спасательных станций была встречена “живым сочувствием высшего морского начальства” и доведена до сведения императора. Александр II “милостиво принял мысль и высочайше разрешить соизволил открыть подписку по всему Морскому ведомству”. К ноябрю 1866 г. было собрано 14595 руб. Тогда же директор Гидрографического департамента направил управляющему Морским министерством докладную записку, в которой заметил, что для поддержания вновь создаваемых спасательных станций необходимы будут ежегодные пожертвования или взносы, сбором которых могло бы заняться благотворительное общество, подобное аналогичным европейским обществам8. Спустя несколько месяцев, в начале навигации 1867 г., в горле Белого моря разыгралась трагедия. Около 60 коммерческих судов, шедших в Ар­ хангельский порт, во время шторма оказались затерты во льдах. Для оказания помощи терпящим бедствие из Архангельска вышла военная шхуна “Полярная Звезда” под командованием капитана 2-го ранга Акутина и несколько частных судов, зафрахтованных местными торговыми конторами. Англичане и норвежцы послали в Белое море свои пароходы. Бедствия во льдах Белого моря иностранных кораблей при отсутствии в Архангельске спасательных средств и последовавшие заявления об этом иностранных консулов “побудили начальника губернии вновь войти с представлением о необходимости учреждения на Белом море таковых средств, хотя бы до тех пор, пока не возникнет на его водах частное пароходство...”9. В ноябре 1868 г. в России был создан особый комитет под предсе­ дательством генерал-адъютанта Н.К. Посьета10, который к апрелю 1871 г. разработал проект Устава Общества подания помощи при кораблекрушенияхt 1. После высочайшего утверждения Устава 3 июля 1871 г. Общество “вступило под августейшее по­ кровительство государыни цесаревны Марии”. К 1 января 1873 г. Главное Правление Общества имело в своем распоряжении шесть окружных правлений в прибрежных губерниях, в том числе •АГВ. 1873. 30 июня. ’ ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 498. Л. 58. 10 Впоследствии Николай Константинович Посьет станет министром путей сообщения (1874 - 1888). 1 Впоследствии - Императорское российское Общество спасания на водах. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz