Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Имея от рождения с лишком 60 лет, - писал А. Урпин, - я с давнего времени от жителей поморского края, в особенности от крестьян селений Мудьюги, Койды и Золотицы, наслышан и вполне уверен в истине, может быть, и ныне еще неизвестной совершенно правительству... Рассказывают, что во время весенних морских промыслов зверопромышленные лодьи с народом и промыслами уносит льдом, носящимся в море, а также и в темное осеннее время забивает бурею заграничные коммерческие суда. Спасшиеся от морской погибели люди выходят на этот берег, ищут себе спасение, но по необитаемости этого места, не найдя жилища и не имея пищи, принуждены погибнуть дурною смертью - под открытым небом - от непогоды и голода, и самая смерть их остается никому не известною”2. Все было именно так, как писал А. Урпин. Практика показывала, что командам терпящих бедствие судов во многих случаях удавалось добраться до земли на шлюпках или спуститься на берег по срубленному рангоуту (в случаях, Беломорские промышленники, уносимые на льдине (с литографии XIX в.) 2ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 739. Л. 78 - 79. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz