Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
ЧАСТЬ II “ИЗ ЖАЛОСТИ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ К БЛИЖНЕМУ...” Учреждение морских спасательных служб на Русском Севере было процессом долгим и непростым. Ему предшествовали десятилетия мало результативной межведомственной переписки. В Государственном архиве Архангельской области сохранилось немало проектов, инструкций, правил о том, кого и как спасать... Правила “О спасении кораблей и судов, претерпевающих крушение или гибель”, утвержденные 21 мая 1836 г., гласили следующее: “Каждый российский подданный, особенно же в службе военной или гражданской состоящий, обязан помогать терпящим крушение или гибель и прилагать крайнее старание о спасении того, что только спасти возможно... Все спасенное в пределах Российской Империи от крушения кораблей и судов российских и иностранных: люди, скот, птицы и иные животные, товары, груз, такелаж и самый корабль, потерпевший крушение, - состоит под непосредственным покровительством Императорского Величества и должно оставаться неприкосновенным. Все спасенное должно быть со всяким попечением и тщанием оберегаемо и охраняемо в удобных и безопасных местах, дабы от худого смотрения или небрежения не могло быть повреждено или истреблено. Никто не имеет права присваивать себе ни малейшей части спасенного или найденного на берегу, но должен объявить о том местной полиции... Спасение людей, а равно и имущества корабельного экипажа, пассажирской и корабельной провизии должно быть безденежно, из единой жалости и человеколюбия к ближнему утопающему...”1. Правила были составлены в соответствии с нормами международного права, логичны и лаконичны. И они были на бумаге. “Дурная смерть” под открытым небом В 1862 г. никому не известный крестьянин Андрей Урпин из рас положенной неподалеку от Архангельска деревни Кальчино предложил архангельскому губернатору и главному командиру порта устроить в горле Белого моря “на необитаемой местности, ниже селения Койды, на пространстве 500 верст 8 домов со службами, на предмет спасения ежегодно погибающих жителей поморского края во время их промыслов и других мореплавателей, которые име ют крушение”. 1ГААО. Ф.4. Оп. 11. Д. 1.Л. 1 -2 . 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz