Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

оборудования к местам строительства первых полярных радиотелеграфных станций по берегам Карского моря. Сообщалось, что станция также будет установлена и на самом “Иоанне Богослове”: “Это будет первый пароход беломорского флота с беспроволочным телеграфом”11. В 1913 г. И. Бурков обзавелся еще одним судном. “Пароходовладельцем И.И. Бурковым недавно приобретен за границей большой двухтрубный пароход “Василий Великий”, обладающий редкой скоростью12, - сообщила своим читателям газета “Архангельск”. - Пароход, как мы слышали, будет поставлен Бурковым на Мурманскую линию. С одной стороны пароход даст возможность скорее объехать Мурман и притом сразу большему числу пассажиров (на пароходе очень вместительны пассажирские помещения), а с другой - будет перевозить грузы, с наплывом которых Мурманское пароходство не всегда успевает справиться”13. Как и прочие суда И. Буркова, “Василий Великий” (бывший “Принц Густав Адольф I”) был далеко не новым: до 1910 г. он эксплуатировался на пассажирских линиях между Швецией и Германией, затем три года стоял на приколе в шведском городе Мальмё. На принимавших его россиян он поначалу произвел гнетущее впечатление: “Громадный по размерам, он... в очень заброшенном состоянии. Краска местами отстала, палубу разодрало солнцем... Машинное отделение представляет собой хаос. Кочегарное отделение еще хуже”. В то же время поражала роскошь внутренней отделки - помещения I класса на 180 чел., обеденный салон, отделанный дубом и более 30 м длиной. Для проведения ремонтных работ были наняты шведские рабочие, которые менее чем за месяц привели пароход в порядок. В конце июля 1913 г. ослепительно белый, с черно-красными дымовыми трубами пароход покинул Швецию и направился в Архангельск. В пути он отлично выдержал шторм, хотя и скрипел при этом, “как старый лапоть”14. В 1913 г. у И. Буркова было уже десять пароходов - пять пассажирских и пять грузовых, а также несколько парусных судов. “Благодаря знанию края и его местных условий, личной инициативе, опыту и неустанному труду Бурков достиг того, что его пароходное предприятие сейчас заняло первое место после такого же предприятия - Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, - писал в декабре 1913 г. начальник Архангельского торгового порта " Известия АОИРС. 1912, № 13. С. 612. 12Две паровые машины мощностью по 1800 инд. сил каждая позволяли развить максимальную скорость судна до 18 узлов; расход угля - 80 т/сутки при максимальной скорости и 35 т/сутки при скорости 12 узлов. 13Архангельск. 1913. 5 июля. 14Мусиков П. Поднимем пары и пойдем пенить волны... / / Летописец Севера: Историко-краевед. сб. Архангельск, 1990. С. 234 - 236, 238, 254. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz