Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

государственной субсидии. 10 октября 1908 г. он подал заявление губернатору, в котором писал: “Настоящим честь имею заявить о желании моем совершать срочные рейсы в зимние месяцы одним из моих пароходов по Мурманскому берегу, начиная от Восточной Лицы в том порядке, какой выработан местной администрацией и предложен Мурманскому пароходству...”8. И. Бурков предлагал использовать свой двухвинтовой пароход “Савватий” водоизмещением 350 т. Он описал вместимость помещений всех трех классов, их удобства для пассажиров. К заявлению были приложены фотография судна и план внутренних помещений. “Для поддержания означенных рейсов, - писал он, - ходатайствую поддержку или субсидию от казны 20 ОООрублей на зиму на 6 лет, начиная с зимы 1909 го­ да”. Но благодаря интригам Мурманского Товарищества субсидии Буркову тогда не дали. Той же осенью 1908 г. Бурков обратился к губернатору еще с одним “заявлением”, а по сути - с жалобой на Мурманское Товарищество: “В последнюю навигацию Компания Архангельско-Мурманского срочного пароходства стала отправлять по вновь открытой мною пароходной линии (Кандалакшской. - Г.П., Р.Д.) и свой пароход, причем стали брать за провоз товаров и кладей такой низкий фрахт, который, кроме убытка, ничего принести не может, а пассажиров перевозить даром. При таких условиях я, конечно, не могу конкурировать с такой богатой и получающей еще около 250 тысяч руб. субсидии от правительства компанией, как компания Архангельско- Мурманского срочного пароходства, и вынужден свое предприятие прекратить”. Игнатий Иванович Бурков не без оснований считал, что все вы­ шеизложенное предпринималось Товариществом для сохранения собственной монополии на Русском Севере и направлено не только против него - Буркова, но и против “всех, даже будущих предпринимателей, которые, по моему примеру, вздумали бы завести пароходы на Белом море”. Он резюмировал: “Действия Компании тормозят Изадерживают развитие парового торгового флота на Белом море...”9. Со временем конкуренты смирились с существованием друг друга. В 1909 г. морское пароходство И.И. Буркова насчитывало уже шесть судов, самое крупное из которых - “Иоанн Богослов” - имело водоизмещение 1100 т. Суда совершали рейсы по Белому морю и Ледовитому океану, в том числе в Мезень и на Печору10. В 1912 г. в “Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера” прошла информация о том, что пароход Буркова “Иоанн Богослов” зафрахтован Почтово-телеграфным округом для перевозки материалов и *ГААО. Ф. 1. Оп. 8. т. 2. Д. 621. Л. 12. ’ ГААО. Ф. 304. On. I.Д. 313. Л. 3. 10Спутник помора. Архангельск, 1909. С. 43 - 44. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz