Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

их движения, ни об объеме перевозимого ими груза, поскольку уже после заседания решили затребовать из Архангельска сведения: по каким именно направлениям плавают пароходы И. Буркова и какое приблизительно количество пассажиров и грузов перевозят они по этим направлениям в течение навигации; наконец, какое количество грузов и пассажиров перевезли в минувшую навигацию5. Получив требуемые сведения, Правление Мурманского Товарищества решило начать с Бурковым жесткую конкурентную борьбу. Но... В июне 1907 г. газета “Архангельск” рассказала читателям о развернувшемся соперничестве небольших и старых бурковских пароходов с судами Мурманского Товарищества. Газета явно иронизировала: “С этого года Товарищество вздумало вдруг “конкурировать” с г. Бурковым и стало отправлять свои пароходы по следам бурковских “галош”. “Галоши” себе преспокойно передвигаются, набитые битком пассажирами и с полным грузом, а мурманские пароходы налегке за ними гоняются, имея полтора человека пассажиров и такое же количество пудов груза. Бурков потихоньку в кулак посмеивается, да копит деньжонки на новые “галоши” , а Мурманское Товарищество сердится... и убытки за убытками терпит”*. В газете отмечалось, что Бурков смело идет на понижение цен на билеты для пассажиров и снижает расценки на перевозку грузов, в то время как Мурманскому Товариществу на все это “наплевать”. По этой причине прибреж­ ное население, естественно, больше симпатизировало предприимчивому крестья­ нину. И, конечно, импонировало то, что Бурков богател, “не обирая народ” и не беря ни копейки казенных денег. “У Мурманского Товарищества нет никакой инициативы, - заключала газета, - нет никакого стремления к открытию новых линий, которые связали бы оторванные теперь местности меж собою и Архангельском, а через него и со всем цивилизованным миром; оно даже не в состоянии конкурировать с единственным крестьянином, и трагикомические хождения его пароходов в Кандалакшский залив по следам бурковских пароходов есть не более и не менее как жалкая игра в “конкуренцию”, которая ничего, кроме вреда, не приносит обитателям нашего Севера, ибо она отвлекает несколько пароходов от других более насущных и необходимых линий. Впрочем, сколько ни говори, все равно, что горох об стену - не прошибешь! Ибо Мурманское Товарищество ееть верное детище бюрократии, от которой ежегодно получает “на молочко” сотни тысяч народных денег”7. Игнатий Бурков, к слову сказать, тоже не смог побороть соблазна 5ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 245. Л. 189. ‘ Архангельск. 1907. 20июня. 7Там же. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz