Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Пароход “Михаил Кази” должен был прибыть в Онегу 18 мая и отправиться 19-го. Но пароход почему-то запоздал и не мог прийти в Архангельск к отходу парохода по Мурманской линии 20 мая. По расчетам “Михаил Кази” должен был прийти через полчаса или через час после отхода из Архангельска на Мурман парохода “Император Николай II”. Промышленники, собрав по копейке с человека, обратились по телеграфу к губернатору с просьбой сделать распоряжение о том, чтобы “Император Николай II” подождал около часу промышленников. Но пароход “Император Николай II” не подождал. Он встретил “Михаила Кази” в Маймаксе. Казалось бы, чего проще - пересадить промышленников с “Михаила Кази” на “Император Николай II” и дело в шляпе. Но капитан парохода “Михаил Кази” отказался это сделать и привез промышленников в Архангельск, где они принуждены ждать целую неделю до следующего рейса по Мурманской линии. “Благодаря всему этому,- говорили в заключение поморы, - нам придется целую неделю сидеть без дела в Архангельске, тратиться на квартиру и харчи, а между тем на Мурмане в эту неделю мы могли бы, может быть, заработать столько, сколько в другой год не придется заработать в течение всего лета”32. Но если люди могли ждать неделями, то скоропортящийся товар - не мог. “Иногда случается, - писали в декабре 1894 г. жители Колы, - что груз провозится пароходом вперед по линии Мурманского берега и уже сдается в обратный рейс спустя неделю и более, особенно к концу навигации, и товар нередко портится. Так, например, с последним срочным рейсом минувшей навигации г. местным исправником из города Архангельска были выписаны овощи, но по приходе в Колу пароход их не сгрузил своевременно, а провез в Норвегию. За время, пока пароход ходил в Норвегию, наступили заморозки, и овощи оказались... совершенно испорченными”33. В отношениях к пассажирам со стороны капитанов можно при желании увидеть не только отсутствие вежливости и внимания, но и изощренное издевательство. В 1909 г. начальник сумского почтово-телеграфного отделения Андропов прислал губернатору акт, подписанный пассажирами. В нем говорилось, что 24 мая пароход “Михаил Кази” встал на якорь гораздо мористее, чем это было предусмотрено расписанием. Из-за плавающего льда капитан не рискнул подойти ближе к берегу, с чем, впрочем, не были согласны пассажиры. Высадив их на небольшой островок, пароход снялся с якоря и ушел в Онегу. При этом капитан 52Архангельск. 1911. 28 мая. 33ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 45. Л. 2 - 3. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz