Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Может, у него были на то еще и свои причины, как в случае с капитаном парохода “Чижов”, “иногда не по разуму торопящимся в исполнении срочного расписания” и позволявшим себе уходить из становищ ранее зафиксированного в расписании времени. “Публику”, выразившую свое негодование на страницах “Архангельских губернских ведомостей” в мае 1892 г., особенно оскорбило то, что капитан сократил до минимума остановку в Териберке и не пошел в становище Мало-Оленье только из-за того, что торопился в Колу “встретить... наступивший праздник Святого Христова Воскресения в кругу родных и знакомых”28. А вот официальное мнение “о существующем порядке на Мурманском срочном пароходстве” акцизного надзирателя Пилецкого, относящееся к сентябрю 1901 г.: “...Нам неоднократно приходилось не попадать на пароход или ехать дальше намеченного места... Пароходы останавливаются где хотят и часто даже без свистков, от места назначения за несколько верст... Пассажиры должны сами себе придумывать способ - как попасть на берег. Подъезжая к месту остановок;, на пароходе начинается потеха для капитана... Большей частью не добившись разрешения ехать на шлюпке, пассажиры прибегают с мольбою к частным владельцам лодок... С последними же весьма трудно дойти до соглашения, особенно при их желании получить за провоз вдесятеро”29. С мнением Пилецкого капитаны Товарищества были полностью согласны: “Ничем местного обывателя не соблазнишь! - возмущался один из них. - Захо­ чет - везет даром; не захочет - не везет и за деньги! Как же долго нам придется ожидать водворения в России норвежских порядков, нравов и обычаев!”30 После революции 1905 г. архангельскую прессу наводнили критические материалы о жадности, глупости и грубости представителей Мурманского Товарищества. Вот характерное начало одной из корреспонденций за 1908 г.: “Началось правильное пароходное сообщение. Щедро субсидируемая Мурманская компания по-прежнему продолжает игнорировать насущные интересы обслуживаемого населения. Вся администрация, вплоть до последнего матроса, усвоила какое-то высокомерное обращение с пассажирами, доходящее иногда до грубости”31. Страдания пассажиров, вызванные какими-либо действиями (или бездействием) капитанов мурманских пароходов, администрацией Товарищества, стали заурядными газетными сюжетами. 28АГВ. 1892. 27 мая. 29ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 150. Л. 26 - 27. 30АГВ. 1907. 24 марта. 31Архангельск. 1908. 21 июня. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz