Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Ну как назвать подобную выходку г. Вязьмина? Не издевательство ли это над публикой? Подъехать, подразнить и затем заставить ехать обратно... по морю с малыми, больными детьми, чтобы потом опять все это проделывать снова; других оставить на неделю без хлеба... Все это недостойно капитана, прежде всего, как человека, а затем - как лица должностного, ответственного”25. Увы, случаи, подобные описанному, были не единичными. Посадке на пароход и оставлению его пассажирами препятствовали не только шторма, туманы, сложные фарватеры и мели у берегов. Имел место и “человеческий фактор”. Голодная смерть без претензий к Товариществу В начале сентября 1888 г. от кемских крестьян - наемных рабочих фактории братьев Савиных, расположенной в становище Шельпино, на имя губернатора Н.Д. Голицына поступила жалоба. В ней указывалось, что пароход “Архангельск” 28 августа при тихой и ясной погоде прошел мимо становища, “идя очень близко у берега его, не обращая никакого внимания на сигнальный флаг, поднятый на фактории” . Они мотивировали поступок капитана И. Рейнберга имевшимися “враждебными отношениями” между капитаном судна и хозяевами фактории. Рабочие рисковали остаться на Мурмане на всю зиму, не имея для этого никаких запасов. Рассчитывать на приют у кого-либо из колонистов особо не приходилось. Тогда они решились на довольно смелый поступок - отправиться к себе домой по морю вдоль берега, на небольшой норвежской ёле. Им повезло. Они встретили шхуну своего земляка Николая Межова и добрались на ней до Архангельска. В прошении крестьяне просили губернатора сделать “милостивое распоряжение” о привлечении капитана к ответственности и потребовать с него “за понесенные ими убытки” по 10 руб. на каждого человека. Князь Н.Д. Го­ лицын потребовал от И. Рейнберга объяснений, но получили ли крестьяне для себя компенсацию, неизвестно26. Осенью 1889 г. колонисты Петр Кузьмин и Яков Абаляев жаловались губернатору, что пароход, проходя в нескольких десятках саженей от колонии Зарубиха близ острова Кильдин, не останавливался “даже на несколько минут, несмотря на крик и подаваемые ему с карбасов сигналы”27. Видимо, пароход запаздывал, а капитан старался завершить рейс без большого расхождения с расписанием. 25Архангельск. 1908. 2 августа. “ ГААО.Ф. 1.Оп. 8 .Т. 1.Д. 1924. Л. 24-25. 27Там же. Л. 35. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz