Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Ну как назвать подобную выходку г. Вязьмина? Не издевательство ли это над публикой? Подъехать, подразнить и затем заставить ехать обратно... по морю с малыми, больными детьми, чтобы потом опять все это проделывать снова; других оставить на неделю без хлеба... Все это недостойно капитана, прежде всего, как человека, а затем - как лица должностного, ответственного”25. Увы, случаи, подобные описанному, были не единичными. Посадке на пароход и оставлению его пассажирами препятствовали не только шторма, туманы, сложные фарватеры и мели у берегов. Имел место и “человеческий фактор”. Голодная смерть без претензий к Товариществу В начале сентября 1888 г. от кемских крестьян - наемных рабочих фактории братьев Савиных, расположенной в становище Шельпино, на имя губернатора Н.Д. Голицына поступила жалоба. В ней указывалось, что пароход “Архангельск” 28 августа при тихой и ясной погоде прошел мимо становища, “идя очень близко у берега его, не обращая никакого внимания на сигнальный флаг, поднятый на фактории” . Они мотивировали поступок капитана И. Рейнберга имевшимися “враждебными отношениями” между капитаном судна и хозяевами фактории. Рабочие рисковали остаться на Мурмане на всю зиму, не имея для этого никаких запасов. Рассчитывать на приют у кого-либо из колонистов особо не приходилось. Тогда они решились на довольно смелый поступок - отправиться к себе домой по морю вдоль берега, на небольшой норвежской ёле. Им повезло. Они встретили шхуну своего земляка Николая Межова и добрались на ней до Архангельска. В прошении крестьяне просили губернатора сделать “милостивое распоряжение” о привлечении капитана к ответственности и потребовать с него “за понесенные ими убытки” по 10 руб. на каждого человека. Князь Н.Д. Го лицын потребовал от И. Рейнберга объяснений, но получили ли крестьяне для себя компенсацию, неизвестно26. Осенью 1889 г. колонисты Петр Кузьмин и Яков Абаляев жаловались губернатору, что пароход, проходя в нескольких десятках саженей от колонии Зарубиха близ острова Кильдин, не останавливался “даже на несколько минут, несмотря на крик и подаваемые ему с карбасов сигналы”27. Видимо, пароход запаздывал, а капитан старался завершить рейс без большого расхождения с расписанием. 25Архангельск. 1908. 2 августа. “ ГААО.Ф. 1.Оп. 8 .Т. 1.Д. 1924. Л. 24-25. 27Там же. Л. 35. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz