Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ими поставленным, опасно. Новый губернатор, А. Энгельгардт, ознакомившись с содержанием переписки, 8 января 1894 г. запросил начальника Отдельной съемки Белого моря22 лейтенанта М.Е. Жданко, проводились ли когда-либо промеры в этом районе моря. М. Жданко ответил, что гидрографические исследования близ Гридино осуществлял известный гидрограф М.Ф. Рейнеке, и они показали, что хороших “якорных мест” непосредственно вблизи селения нет. В то же время М.Е. Жданко полагал, что останавливаться мористее в тихую погоду судам всегда возможно23. Доведя это мнение до сведения директора-распорядителя пароходства, Энгельгардт резюмировал: “Я не могу согласиться на прекращение в будущую навигацию 1894 года остановки парохода Товарищества близ селения Гридино”24. Витту ничего не оставалось, как согласиться. Скептически относясь к перспективе измерения глубин гридинскими крестьянами, он не стал ставить под сомнение результаты давних исследований Рейнеке. Заход судов Товарищества в Гридино (“если позволит погода”) стал указываться в расписаниях. Однако погода почему-то слишком уж часто “не позволяла” пароходам останавливаться. В августе 1908 г. газета “Архангельск” писала: “Капитаны пароходов... совершенно не обращают внимания на Гридино. Один раз пароход проходит мимо Гридино, потому что капитан встал с левой ноги и дурно настроен, другой раз он мстит кому-либо из гридян-пассажиров, третий - его просят “господа” - первоклассная публика, чтобы он скорее доставил их к дому... 15 сего июля пароход “Сергей Витте” , управляемый капитано Вязьминым, должен был зайти на обратном пути в Гридино. На море был полнейший штиль - погода, которую видит помор лишь один раз в несколько лет. Отъезжающая публика, чтобы не упустить пароход, уже с самого утра находилась на месте остановки парохода. Тут были крестьяне, собравшиеся ехать в город за хлебом, тут жены поморов, требуемые мужьями на Мурман для поддержки их от вина и карт, которые доводят их до полного разорения. Тут больная женщина с больными детьми, направлявшаяся к кемскому доктору, и учительница, спешившая в Архангельск на курсы. Никто даже и в шутку не мог предположить, что пароход не пристанет и пройдет мимо. 22 Отдельная съемка Белого моря была учреждена в 1884 г. для проведения систематических исследований (промеры глубин, триангуляция, астрономические определения, топографические работы и др.). Фактически эти работы начались лишь с 1887 г. в Онежской губе Белого моря. 23ГААО. Ф. 1.0п.8.Т . 1.Д. 2221. Л. 28. 24Там же. Л. 29 - 30.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz