Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

исследователя Александра Кучина16. Выступая в качестве поверенного от имени почти двух тысяч своих односельчан, он в 1901 г. своими силами организовал промерные работы при подходе к месту предполагаемой якорной стоянки парохода у Кушереки. Сообщив результаты промеров представителям Мурманского пароходства, он надеялся, что суда станут “приворачивать” к Кушереке. Но напрасно. В последующие годы Степан Кучин неоднократно обращался с соответствующими прошениями к архангельской администрации. На баре реки Кушереки крестьяне вновь сделали промер, поставили створные знаки. Но пароходы, как и раньше, шли мимо села, не делая остановки. Снова Кучин брал бумагу и чернильницу: “Жители селения Кушереки, Малошуйки и Нименьги, - писал Кучин губернатору И.В. Сосновскому, - занимаются отхожим промыслом на Мурмане, а ближайший удобный пароходный пункт - город Онега - отстоит от Кушереки в 60 верст..., отъезд и приезд в селение в осенние распуты крайне затруднителен для жителей, а также и доставки товаров”17. В конце концов почти десятилетние ходатайства завершились успехом. С навигации 1910 г. пароходы Товарищества стали останавливаться у Кушереки. Местный крестьянин подрядился исполнять роль агента. Была построена беспалубная шняка для перевозки людей и груза18. Жители села Гридино Кемского уезда Начали хлопотать еще раньше. 13 сентября 1892 г. гридинский крестьянин Иван Еремеев направил губернатору письмо, в котором указывал, что пароходы, проходя в близком расстоянии от Гридино и Кандалакши, “совершенно не приворачивают к ним”. 16А.С. Кучин (1888 - 1913?) прожил короткую, но удивительно яркую жизнь. С детских лет он ходил в плавания по Белому и Баренцеву морям. В юности участвовал в революционном движении; в Норвегии помогал русским социал-демократам в издании газеты «Мурман» и доставке нелегальной литературы в Архангельск. В 18-летнем возрасте А.С. Кучин опубликовал «Малый русско-норвежский словарь», содержавший около 4 тыс. слов. В 1909 г. он окончил Архангельское торгово-мореходное училище с золотой медалью, получив диплом штурмана дальнего плавания. Решив посвятить себя науке, он уехал в норвежский г. Берген, где были созданы первые в мире курсы океанологов. В 1910 - 1911 гг. А.С. Кучин участвовал в знаменитой экспедиции Р. Амундсена к берегам Антарктиды. Примечательно, что он был включен в ее состав благодаря своим исключительным способностям и таланту в области океанографии и вопреки пожеланиям норвежского парламента - стортинга, выступавшего за исключительно национальный характер экспедиции. В 1912 г. А.С. Кучин, которому не исполнилось еще и 24 лет, принял приглашение к участию в полярной экспедиции В.А. Русанова и вступил в должность капитана судна «Геркулес». Экспедиция пропала без вести. Принято считать, что она погибла у побережья Таймыра (Поморская энциклопедия: В 5 т. T. I: История Архангельского Севера. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 2001. С. 217 - 218. Подробнее см.: Шпаро Д., Шумилов А. Капитан «Геркулеса». М., 1992.). 17ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2383. Л. 1. '*Архангельск. 1910. 28 сентября. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz