Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

шегося около островка Белая Луда, они преодолевали в карбасах 21 версту - под парусом или на веслах! И там ждали его прибытия под открытым небом 2-3 суток (пароход частенько запаздывал)12. Там, где Товарищество все-таки решалось завести специальные суда для сообщения с пароходами (в Онеге, например, появились паровая баржа и па­ русник), их практическая эксплуатация вызывала массу нареканий. Н.А. Римскому- Корсакову в Сороке довелось лично увидеть так называемую браму - большой беспалубный одномачтовый бот, на который грузился “без разбора мануфактурный товар, мука, треска, жир, сало и т. п.” и поверх груза садились пассажиры. “Погрузка часто производится в ненастную погоду и несколько часов подряд, - заметил губернатор. - Выгрузивши груз и ссадя пассажиров, бот вынужден еще иногда оставаться на рейде, ожидая большой воды и ветра”13. Вдобавок ко всему, выбор Товариществом агентов на местах, занимавшихся преимущественно оформлением грузов, оставлял желать лучшего. В той же Сороке, как видно из “заявления” его жителей, отправленного в контору Товарищества 29 января 1911 г., крестьянин Соболев, исполнявший роль агента, не слишком утруждал себя служебными обязанностями. Когда приходил пароход, за Соболевым приходилось бежать в соседнее село Шижню, на что уходило более часа, а во время сельдяного промысла он и вовсе “пропадал” на 3 - 4 дня14. Крестьянские ходатайства Северные крестьяне не только “бедствовали” и жаловались начальству на свою нелегкую жизнь. В ряде случаев они развивали активную деятельность, пытаясь менять в соответствии со своими интересами расписания и маршруты движения судов Мурманского Товарищества. И невзирая на сопротивление Товарищества им это удавалось. Наиболее показательна в этом плане деятельность сельских активистов из Кушереки и Гридино. Редкую настойчивость проявил крестьянин большого села Кушерека Онежского уезда Степан Григорьевич Кучин'5 - отец известного полярного 12ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 335. Л. 209. 13ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2339. Л. 25-26. 14ГААО. Ф. 304. Оп. 1.Д. 371. Л. 29. 15 С.Г. Кучин (1866 - 1942) - потомственный помор, будучи доверенным лицом купца Е.В. Могучего, принимал участие в строительстве в Онеге корпуса судна, названного впоследствии «Персей». Недостроенное судно было национализировано в 1920 г., специально оборудовано в Архангельске для изучения арктических морей и передано Плавучему морскому научному институту (Плавморнин). С 1923 по 1941 гг. «Персей* совершил 84 научных экспедиции. В июле 1941 г. он был потоплен немецкой авиацией у полуострова Рыбачий. С. Г. Кучин умер в блокадном Ленинграде в 1942 г. (Поморская энциклопедия: В 5 т. Т. I: История Архангельского Севера. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 2001. С. 218, 300). 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz