Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ОТ АВТОРОВ Идея написания этой книги возникла в середине 1990-х гг. во многом под влиянием юбилейных мероприятий, связанных с 300-летием Российского Военно- Морского Флота. В эти годы в России было опубликовано множество монографий, сборников статей и тезисов научных конференций, справочных изданий по истории отечественного судостроения и мореплавания. Впервые о наших планах в интервью газете “Моряк Севера” рассказал Геннадий Павлович Попов1. Предполагалось, что центральной темой книги будет малоизвестная даже специалистам полувековая история товариществ Беломорско-Мурманского и Архангельско-Мурманского срочных пароходств за период 1870 - 1920 гг. Рукопись мы планировали подготовить к концу 1998 г. Жизнь, однако, внесла свои коррективы. Вплотную заняться книгой мы смогли лишь в 1999 г.: нужно было довести до логического завершения начатую нами ранее работу над монографией, посвященной колонизации Мурмана в XIX - начале XX в. Опыт совместной работы над “Мурманом”, доступные нам источники и литература в значительной степени определили структуру и содержание настоящей книги. Первую часть ее составляют очерки по истории Товарищества Беломорско- Мурманского срочного пароходства за все годы его существования (1870 - 1875) и Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства за первые двадцать лет его деятельности (1875 - 1895); о работе пароходов, принадлежавших Соловецкому монастырю и судовладельцу И.И. Буркову, о некоторых проблемах, связанных с перевозками пассажиров и грузов. Во второй части представлены очерки, характеризующие развитие лоцманской службы при Архангельском порте, маячного дела на Русском Севере, организацию спасения на море и другие “нововведения” конца XIX - начала XX в. Также рассматривается опыт использования паровых судов, призванных охранять морские промыслы россиян в Белом и Баренцевом морях (1881 - 1882, 1893 - 1914) и административного парохода, обслуживавшего все северное побережье Кольского полуострова в период с 1886 по 1920 гг. 1Шахова Т. История Северного морского пароходства будет написана... / / Моряк Севера. 1997. 9 декабря.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz