Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

вило останавливаться в 9 верстах от уездного города и высаживать пассажиров на остров Попов прямо под открытое небо. В похожем положении были и пассажиры, едущие из Сумского Посада, которым приходилось на карбасах выезжать на взморье, высаживаться на “голом” острове и долгими часами, в том числе и ненастными осенними ночами, ожидать парохода. Сославшись на Устав Общества спасания на водах, в котором говорилось об обязанности его членов и заинтересованных должностных лиц прилагать меры к предупреждению гибели людей, председатель Правления его напомнил П. Витту, что тот также является членом данного Общества. Он предложил ему на будущее не высаживать людей на необитаемых островах, а построить (хотя бы для начала) в Кеми паровую баржу, которая доставляла бы пассажиров и грузы непосредственно к месту назначения, или устроить на вышеупомянутых островах избы-приюты, где бы пассажиры могли укрыться от непогоды9. В ответ на это П. Витт заявил: “Идя навстречу интересам означенных прибрежных пунктов, в пределах имеющихся в распоряжении Товарищества средств, оно уже содержит шняки и карбасы для доставки пассажиров и грузов с пароходов Товарищества, но к замене этих средств паровыми баркасами... не имеет решительно никаких денежных источников... Что касается изб-приютов, то постройка их при обилии и сравнительной дешевизне леса на Севере... не может быть не под силу местным органам... Содержание же и охрана таких изб- приютов должны всецело лежать на обязанности местной власти. Это мнение основывается на том обстоятельстве, что Товариществом была устроена несколько лет тому назад, в виде опыта, одна такая изба близ города Колы, но в первую же зиму подверглась полному расхищению...”10. Несмотря на явное нежелание Правления Товарищества обременять себя заботами и расходами, связанными с постройкой и содержанием изб-приютов, переписка по данному вопросу велась и в последующие годы. В конце 1902 г. губернатор Н.А. Римский-Корсаков потребовал от директора-распорядителя пароходства построить в Сумском Посаде, Сороке, Унежме, Нюхче и Колежме - все на побережье Белого моря - крытые помещения для пассажиров, “устраивая их постепенно, чтобы к навигации 1905 г. они были налицо”. П. Витт согласился начать соответствующие работы, но лишь после того, как власти решат вопрос с охраной изб от “разрушения их злонамеренными людьми”" . Пока Правление Товарищества и архангельская администрация выясня­ ли, кто должен строить избы и бороться со “злонамеренными людьми”, жите­ ли одного из упомянутых выше селений - Нюхчи - ставили своеобразные “рекорды” терпения и выносливости. Стремясь достичь парохода, останавливав’ ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 132. Л. 78. '• ГААО. Ф. 304. On. 1. Д. 132. Л. 79 - 80. 1 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2339. Л. 16 - 18. 5 Зак. 921 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz