Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Не лучше было положение и на Белом море. В марте 1894 г. кемский исправник В. Чебыкин доносил губернскому начальству: “В пределах Кемского уезда не устроено ни одной пристани, и пароход останавливается на рейде; пассажиры не снимаются Товариществом с парохода, и те из них, кои по телеграфу или каким-либо другим способом не дают знать родным и знакомым о дне своего приезда в известный пункт, бывают поставлены в безвыходное положение - должны оставаться на пароходе и ехать обратно. Ожидающие пароход и отъезжающие лица, благодаря отсутствию пристаней, до отхода парохода волею-неволею должны сидеть на воде в лодках, подвергая себя опасности и рискуя жизнью во время волнения. Наконец, трапы, спускаемые с пароходов в лодки, - без перил, скользкие от воды и дождя, а потому пассажиры... с опасностью для жизни должны по ним влезать; во время же волнения моря трапы заменяются веревочною лестницею...”6. Для предупреждения несчастных случаев и удобства пассажиров уездный исправник предлагал “поставить плавучие крытые причалы” помимо Кеми также и в Сумском посаде, Нюхче, Колежме и Сороке. Мурманское Товарищество делать этого не стало. Еще один пример. В июне 1896 г. пароход “Великая княгиня Ольга Константиновна” , совершая третий с начала навигации срочный рейс по Кандалакшской линии, остановился в 4 верстах от Соловецкого монастыря, где при сильном северном ветре были спущены на воду три шлюпки. На каждой из них разместилось по 30 -35 чел. На просьбы пассажиров направить в каждую шлюпку опытных моряков для управления ими капитан Лоушкин ответил отказом. Поэтому “на одной из шлюпок у руля оказался молодой почтальон, другой шлюпкой правил кузоменский священник отец Алексей, а третьей - какой-то мальчик, - писали губернатору возмущенные пассажиры три дня спустя. - При подходе к берегу шлюпки были наполовину заполнены водой. Добрались до берега благополучно только благодаря прекратившемуся ветру и помощи в гребле пассажиров, иначе неизвестно, что было бы...”7. Между прочим, в Соловецком монастыре были, по местным меркам, довольно неплохие условия для швартовки судов. Так что описанный случай применительно к Соловкам был скорее исключением, нежели правилом. Однако в других местах появление на палубе мурманских пароходов мокрых, испуганных и травмированных пассажиров стало обычным. Мезенский исправник в рапорте на имя губернатора от 30 июня 1897 г. описал свои “приключения” при посадке на пароход. ‘ ГААО. Ф. I. Оп. 8. т. 1.Д. 1924. J1. 217 - 218. ’ ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2190. Л. 59 - 60. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz