Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

становище они (то есть поморы. - Г.П., Р.Д.) имели шлюпки в совершенной готовности для своза пассажиров и грузов”4. Нетрудно, однако, заметить, что решение В. Шельтинга представляло собой замаскированную попытку опять-таки уклониться от выполнения уставного обязательства доставлять пассажиров и груз на берег своими средствами. Никаких “хорошо сооруженных крупных ботов” Товарищество приобретать не собиралось; пассажирам, как и прежде, уготовано было добираться до берега на случайных крестьянских карбасах, которые В.Р. Шельтингу в переписке с губернатором более нравилось называть шлюпками. Соглашения с хозяевами шлюпок тоже оказались блефом: Товарищество не стало связывать жесткими договорными обязательствами их владельцев. “Неудобства” Жалобы на “неудобства” поступали губернатору не только в первый, но и во все последующие годы деятельности Архангельско-Мурманского пароходства, вплоть до его национализации. Причем не только посадка-высадка сопровождалась для пассажиров и грузоотправителей “неудобствами”. Порою тягостным было даже ожидание парохода. Многолю дное становище Гаврилово на Восточном Мурмане располагалось на берегу небольшой бухты. Вход в нее считался опасным для больших судов, особенно в “дурную погоду”, и Гаврилово называли “разбойным становищем”. Чтобы сесть на пароход и поместить на него груз, люди из Гаврилово отправлялись на шняках в соседнее становище - Подпахту. “Сплошь и рядом, - писал один колонист, - народ выезжал для сдачи грузов за сутки до прихода пароходов. Бывает, что и пароход опоздает вследствие тумана или непогоды... Все малые суда, на которых доставляется товар, беспалубные, без кают и каминов. В ожидании пароходов собравшийся на берегу и на лодках народ мокнет, зябнет и не имеет где согреться, так как в Подпахте нет ни одной жилой отапливаемой постройки, только стоит одинокий амбар сумского мещанина И. Демидова”5. При таких ожиданиях были и случаи гибели людей, как это произошло 20 августа 1892 г. во время шквального ветра, когда перевернуло шняку и шестеро крестьян утонуло. На бедствия населения обратил внимание губернатор Н.Д. Голицын. При объезде Мурманского побережья ему самому довелось увидеть удручающую картину замерзающих в Подпахте людей. По его ходатайству министром внутренних дел были выделены деньги на строительство отапливаемой избы в этом безлюдном становище. 4Там же. Л. 84. 5АГВ. 1892. 15 июля. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz