Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Забегая вперед, скажем, что полностью решить проблему посадки и высадки пассажиров Архангельско-Мурманскому срочному пароходству так и не удалось. Аналогично обстояло дело и с грузами. Туда и обратно - “своими средствами” Срочные рейсы самой первой навигации 1875 г. показали, что покинуть судно пассажирам в нужном им пункте назначения не так-то просто. В письме от 7 августа пристав 5-го стана Кемского уезда донес губернатору, что группа возмущенных пассажиров (преимущественно купцов и колонистов) передала ему акт, где говорилось о том, что пароход “Архангельск”, совершая рейсы вдоль Мурманского берега, в становища Западного Мурмана, кроме Еретиков, не заходит; он даже не становится на якорь, а “ходит под парами... верст за пять и более от берега!” Так что “лицам, желающим быть пассажирами на пароходе, попасть на него на лодках даже при небольшом волнении невозможно. Кроме того, шлюпки своей для пассажиров, идущих с парохода, полицейского и других чиновников, имеющих дело в становищах, не спускает, а отправляет таковых, несмотря на волнение и вообще дурную погоду, на первой попавшейся лодке или карбасе...”1. Уставший от “постоянных во всем неурядиц” губернатор Н. Игнатьев усмотрел в этих жалобах симптомы той же болезни, что раньше привела к разорению Беломорско-Мурманское пароходство. Он напомнил директору- распорядителю В. Шельтингу о необходимости неукоснительно соблюдать Устав Товарищества, обязывающий капитана судна доставлять пассажиров с багажом на берег и обратно “своими средствами” (то есть на судовых шлюпках) и в заключение даже пригрозил отказом в выдаче субсидий за те срочные рейсы, которые будут совершаться с нарушением предписанных Уставом правил2. Для разбора жалобы командир Архангельского порта капитан 1-го ранга Л. Ухтомский назначил особую комиссию из флотских офицеров. Ее участники пришли к мнению, что пароходы и в самом деле не во всех становищах могут вставать на якорь, “в особенности при ветрах, имеющих направление с моря”. Комиссия предложила “обязать Товарищество иметь в тех местностях хорошо сооруженные крупные боты, могущие с успехом исполнять свое назначение”3. В. Шельтинг поспешил заверить архангельскую администрацию, что впредь никаких сложностей у пассажиров не будет, так как Товарищество заключило во всех становищах соглашения с поморами, “чтобы по прибытии парохода в 1ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1 181. Л. 79. 2Там же. Л. 80. 3Там же. Л. 90 - 91. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz