Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ПОТЕХА ДЛЯ КАПИТАНА Как пассажиру попасть с парохода на берег? А с берега на пароход? Странные вопросы. По трапу или сходням - как же еще? Подходит красавец- пароход к пристани, несколько бравых матросов ловко прыгают на нее и осуществляют швартовку. После чего подают трап, по которому пассажиры покидают судно или поднимаются на его борт... Проблема, однако, заключалась в том, что осадка морских судов Мурманского Товарищества не позволяла им подходить близко к берегам Белого моря. Пароходы, во избежание аварий, вынуждены были останавливаться в нескольких километрах от селений, “заход” в которые предусматривался их расписанием. Строить же пристани вдали от берега было и сложно, и дорого, и опасно, и, в конце концов, просто бессмысленно: эту пристань (или дебаркадер) можно было достичь, лишь преодолев известное расстояние по морю, не всегда спокойному. Около мурманских становищ глубины были больше, но из-за сильных ветров капитаны пароходов не хотели становиться на якорь вблизи береговых скал. Мурман. Отход парохода от Рынды (фото из фондов ГСММ) 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz