Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

уже в марте месяце прибыл в Балтийское море, но, за невозможностью пройти прямо в С.-Петербург, зашел в Ревель, где и ожидал открытия навигации. Внешний вид “Ломоносова” резко отличает его от типа громоздких и неуклюжих грузовых транспортов и напоминает изящную маленькую яхту. Правильные и легкие очертания корпуса и весьма красивый разгон мест невольно обращают на себя внимание. Не имея больших размеров, “Ломоносов” в то же время обладает значительной грузоподъемностью. Длина его 225 фут, наибольшая ширина - 30 фут, углубление в полном грузу 18 фут. Грузовые трюмы способны принять до 1000 т груза, не считая запасов угля. Пассажирские помещения делятся на три класса; первые два положительно роскошны, третий же представляет такие удобства для недостаточных пассажиров, каких не найдется на других пароходах богатых компаний. На всем пароходе освещение исключительно электрическое; даже для облегчения ночных работ по нагрузке и выгрузке товаров на пароходе имеются особенно сильные лампочки. Корпус парохода чрезвычайно прочен и имеет двойное дно. Особая гарантия против всяких случайностей заключается в обладании пароходом двумя машинами, действующими совершенно независимо друг от друга. Спасательные средства “Ломоносова”, кроме массы пробковых кругов и поясов, состоят из 6 шлюпок. Приспособления для быстрого спуска на воду гребных судов заслуживают не только внимания, но и обязательного применения их на остальных пассажирских пароходах, так как быстрота спуска шлюпок на “Ломоносове” поразительна. Капитаном “Ломоносова” назначен Ф.К. Попов, ранее командовавший пароходами Товарищества “Кемь”, “Чижов” и “Великий князь Владимир”. Попов и привел пароход из Англии; во время этого перехода “Ломоносов” развивал среднюю скорость до 11 узлов...”51. В начале навигации 1891 г. “Ломоносов” прибыл на Север и сразу же вызвал к себе неподдельный интерес не только в Архангельске, на Мурмане, но “даже в Норвегии”52. Прибытие на Север комфортабельного и великолепно оборудованного парохода привлекло к себе внимание заведующих Архангельскими и Кемскими шкиперскими учебными курсами и четырех мореходных классов, расположенных на побережье Белого моря. 8 мая 1892 г. преподаватель Онежского мореходного класса поручик Арский обратился к губернатору за разрешением направлять часть своих учеников для прохождения “плавательской практики” на “Ломоносов” вместо того, чтобы посылать их в далекую Одессу на суда 51АГВ. 1891.22 марта. 52АГВ. 1891.31 июля. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz