Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

рю пароход хотя и исправен, но корпус и механизмы его настолько старые, что допустить его к плаванию в Белом море можно только лишь на одну навигацию и притом с условием - принимать, кроме грузов, не более 80 пассажиров, которые в случае аварии могли бы поместиться на 4 пароходных шлюпках49. “Ломоносов” В Правлении Товарищества понимали обеспокоенность архангельской администрации и действительно принимали меры для приобретения нового парохода. Летом 1890 г. в Англию отправился Михаил Ильич Кази, лично зна­ комый с несколькими владельцами английских судостроительных предприятий и уже имевший ранее с ними деловые контакты. Итогом поездки М.И. Кази стал заказ в Ньюкастле (New Castl) парохода за 18 тыс. фунтов стерлингов. Пароход, названный при закладке “Ломоносов”, был сдан строителем - “Dobson & С°” - в полной исправности на две недели раньше предусмотренного контрактом срока. Результаты испытаний превзошли все ожидания: максимальная суммарная мощность двух машин оказалась 898 индикаторных сил (вместо расчетных 680); максимальная скорость хода с грузом в 350 т достигла 12,7 узлов (вместо 11,5 расчетных). Полная грузоподъемность парохода, в соответствии с правилами Ллойда, определена в 1180 т, включая вес принимаемого на борт угля50. 22 мая 1891 г. “Архангельские губернские ведомости” перепечатали статью из центральной газеты “Новости” от 8 мая того же года, где подробно рассказывалось о новом пароходе, которому суждено было оставить заметный след в дальнейшей истории пароходства. С некоторыми сокращениями воспроизведем ее и мы. “Новый пароход... “Ломоносов” является ценным приобретением для нашего коммерческого флота. Подобных судов еще не было не только в беломорском, но и в балтийском торговом флоте. Архангельско-Мурманское срочное пароходство, последовательно потеряв два старых парохода (оба “Архангельска”), наконец решило приобрести новый пароход, вполне соответствующий последним требованиям корабельного искусства. Пароход “Лом оносов” был заказан директором Товарищества М .И. Кази в Англии, и летом прошлого года последовала его закладка на верфи “Dobson & С°.” на реке Тайн. Постройка шла настолько быстро, что “Ломоносов” 49ГААО. Ф. 1. Оп. 8. т. 1.Д. 1924. Л. 88-91. 50Товарищество Архангельске-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1890 год. СПб., 1891. С. 11 - 12. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz