Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Однако на практике архангельские губернаторы довольно терпимо относились к нарушениям вышеназванных условий. И даже оправдывали Товарищество, как, например, это делал Н.Д. Голицын. В письме к директору Департамента торговли и мануфактур от 25 октября 1886 г. он приводил пример случая, которого лично был свидетелем “во время обозрения Мурманского берега”. Отправившись из Архангельска 9-м срочным рейсом 11 июля, пароход “Архангельск” должен был прибыть по расписанию в первое становище - Лицу - ранним утром 13 июля, но “встретил такой непроницаемый туман, что зайти в становище не представлялось никакой возможности без риска разбить пароход о скрытые в тумане скалы, вследствие чего он был вынужден потерять здесь более полусуток времени, каковая потеря, конечно, не могла не отразиться на срочности прихода в другие пункты...”28. Тем не менее ужесточившиеся требования к “срочности” рейсов в известной мере дисциплинировали капитанов Товарищества, так как при каждой задержке им приходилось составлять различные объяснительные записки, рапорты и тому подобные бумаги. К середине навигации 1886 г. ожидался приход в Архангельск нового суд на для Товарищества. 3 июня Правление его сообщило губернатору Н.Д. Го лицыну, что общее собрание пайщиков единодушно решило назвать новый пароход “Великим князем Владимиром”, на что последовало “милостивое разрешение его императорского высочества”29. “Великий князь Владимир ”, как и большинство других судов Архангельско- Мурманского срочного пароходства, был построен в Англии в 1871 г., имел водоизмещение 332 т при длине 156 и ширине 23 фута. Для пассажиров III клас са в носовой части судна под верхней палубой были устроены нары в два яруса; а “временным помещением” для них мог служить и кормовой трюм на 190 чел. Один из пассажиров этого парохода отметил как недостаток отсутствие на нем парового отопления, “вместо которого каюты нагреваются чугунными печами, дающими весьма неравномерный жар и представляющими во время качки серьезную опасность” для того, кто, потеряв равновесие, натолкнется на раскаленный чугун и неизбежно получит ожоги30. 21ГААО. Ф.1. Оп.8. Т. 1.Д. 1823. Л. 88-89. ” Великий князь Владимир Александрович летом 1885 г. совершил длительную поездку по Северу России. Побывал он и на мурманских промыслах, в убогих рыбачьих становищах; посетил уездный городок Колу и Печенгский монастырь. Во время путешествия, в котором принимал участие и архангельский губернатор, обсуждались вопросы, касающиеся северного мореплавания, создания “порта-убежища” в одном из заливов и др. Путешествие это широко освещалось на страницах Архангельских губернских ведомостей. -м Ермилов Н. По Ледовитому океану / / АГВ. 1888. 24 августа. По данным А.В. Паламарчука, до 1886 г. пароход, названный “Великим князем Владимиром”, ранее назывался “Виктория” и был куплен в Норвегии у одного из местных судовладельцев (Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 13). 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz