Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Однако на практике архангельские губернаторы довольно терпимо относились к нарушениям вышеназванных условий. И даже оправдывали Товарищество, как, например, это делал Н.Д. Голицын. В письме к директору Департамента торговли и мануфактур от 25 октября 1886 г. он приводил пример случая, которого лично был свидетелем “во время обозрения Мурманского берега”. Отправившись из Архангельска 9-м срочным рейсом 11 июля, пароход “Архангельск” должен был прибыть по расписанию в первое становище - Лицу - ранним утром 13 июля, но “встретил такой непроницаемый туман, что зайти в становище не представлялось никакой возможности без риска разбить пароход о скрытые в тумане скалы, вследствие чего он был вынужден потерять здесь более полусуток времени, каковая потеря, конечно, не могла не отразиться на срочности прихода в другие пункты...”28. Тем не менее ужесточившиеся требования к “срочности” рейсов в известной мере дисциплинировали капитанов Товарищества, так как при каждой задержке им приходилось составлять различные объяснительные записки, рапорты и тому подобные бумаги. К середине навигации 1886 г. ожидался приход в Архангельск нового суд­ на для Товарищества. 3 июня Правление его сообщило губернатору Н.Д. Го­ лицыну, что общее собрание пайщиков единодушно решило назвать новый пароход “Великим князем Владимиром”, на что последовало “милостивое разрешение его императорского высочества”29. “Великий князь Владимир ”, как и большинство других судов Архангельско- Мурманского срочного пароходства, был построен в Англии в 1871 г., имел водоизмещение 332 т при длине 156 и ширине 23 фута. Для пассажиров III клас­ са в носовой части судна под верхней палубой были устроены нары в два яруса; а “временным помещением” для них мог служить и кормовой трюм на 190 чел. Один из пассажиров этого парохода отметил как недостаток отсутствие на нем парового отопления, “вместо которого каюты нагреваются чугунными печами, дающими весьма неравномерный жар и представляющими во время качки серьезную опасность” для того, кто, потеряв равновесие, натолкнется на раскаленный чугун и неизбежно получит ожоги30. 21ГААО. Ф.1. Оп.8. Т. 1.Д. 1823. Л. 88-89. ” Великий князь Владимир Александрович летом 1885 г. совершил длительную поездку по Северу России. Побывал он и на мурманских промыслах, в убогих рыбачьих становищах; посетил уездный городок Колу и Печенгский монастырь. Во время путешествия, в котором принимал участие и архангельский губернатор, обсуждались вопросы, касающиеся северного мореплавания, создания “порта-убежища” в одном из заливов и др. Путешествие это широко освещалось на страницах Архангельских губернских ведомостей. -м Ермилов Н. По Ледовитому океану / / АГВ. 1888. 24 августа. По данным А.В. Паламарчука, до 1886 г. пароход, названный “Великим князем Владимиром”, ранее назывался “Виктория” и был куплен в Норвегии у одного из местных судовладельцев (Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 13). 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz