Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

А объемы перевозимых Товариществом пассажиров и грузов год от года возрастали. Три парохода работали на пределе своих возможностей. Нехватка пассажирских мест особенно сильно ощущалась на Мурманской линии. Кемский уездный исправник Горбатов в 1881 г. писал губернатору, что один пароход “Архангельск”, совершающий 11 рейсов на Мурман с заходом в главные становища, не в состоянии удовлетворить требованиям для развития края25. Поморы, как и в прежние времена, преодолевали большую часть пути на промыслы пешком или на оленях. Так, например, в 1886 г. за три недели, с 7 по 20 марта, только через Раз-Наволокскую почтовую станцию, расположенную между Кандалакшей и Колой, проследовало 1963 чел., в том числе 299 мальчиков-зуйков и 20 женщин. Из них 978 чел. на оленях, нанятых у лопарей, отправились в становища Восточного Мурмана, а остальные 985 чел. продолжили пеший путь в Колу, надеясь успеть попасть туда до отхода “Архангельска”. Пароход покинул Колу 17 марта, имея на борту (точнее сказать - на верхней палубе и в трюмах) до 700 чел.26, то есть почти в три раза больше, чем мог принять в соответствии с количеством имеющихся на нем спальных мест! Страшно представить, что случилось бы с этими пассажирами при крушении судна, на котором, как мы помним, было лишь две 4-весельные шлюпки и один вельбот. Тем более что аварийные ситуации на судах Товарищества с начала 1880-х гг. перестали быть редкостью. В 1885 г. подходил к концу срок действия государственных обязательств по отношению к Архангельско-Мурманскому срочному пароходству. В течение 10 лет Товарищество исправно получало субсидии по 50 тыс. руб. ежегодно. Прекращение государственного финансирования означало бы неминуемое и быстрое его разорение. Прекрасно понимая это, участники общего собрания пайщиков пароходства заранее ходатайствовали о продолжении выделения субсидий “в прежнем размере” еще в течение 10 лет. Просьба была удовлетворена “высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 7 мая 1885 года”. При этом перед пароходством был поставлен ряд достаточно жестких условий, от соблюдения которых напрямую зависела его финансовая поддержка. Предполагалось, что если пароходы, совершающие срочные рейсы, не прибудут по вине Товарищества в преду­ смотренное расписанием время в конечный пункт, то Товарищество подвергнется взысканию по сто рублей за каждый просроченный день. “Если же рейс, или часть его, останутся неисполненными, то, независимо от лишения платы за весь рейс, на Товарищество будет наложено взыскание в размере '/5части этой платы27. 25ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1672. Л. 15. 26АГВ. 1886. 21 марта. 27Протоколы заседания Правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства за 1890 - 91 годы. М., 1892. С. 221. 4 Зак. 928 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz