Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
правительству с просьбой о выделении дополнительной ссуды в размере 30 тыс. руб. на 10 лет, указывая, что само существование Товарищества стоит в тесной зависимости от успеха обоих ходатайств20. Ф.В. Чижов был принят министром финансов, и его хлопоты увенчались полным успехом. 25 февраля 1877 г. последовало высочайшее утверждение доклада министра о даровании Товариществу просимой ссуды с рассрочкой платежей процентов на шесть лет. С разрешения министра финансов М. Рейтерна 50 тыс. руб. отныне должны были распределяться по трем линиям из расчета: за каждый рейс между Архангельском и норвежскими городами - по 2500 руб., за каждый рейс по Белому морю - по 1500 руб. и за рейс по Онежской губе - по 750 руб. В результате нового распределения порейсной платы доходы Товарищества за 1877 г. увеличились. Заметно возрос объем перевозимых на судах Архангельско- Мурманского срочного пароходства частных грузов. Промышленники, ранее отправлявшие их на шняках, смогли убедиться в безопасности и выгодности использования пароходов21. Только за перевозку из Архангельска в Петербург соленой и сушеной рыбы Товарищество получало прибыль около 8 тыс. руб. Часть местных предпринимателей взяла за правило посылать на пароходе “Архангельск” к местам промыслов пустые бочки для укладки соленой рыбы и получать их уже заполненными: при таком способе транспортировки рыба не теряла своих вкусовых качеств и портилась гораздо меньше, чем при перевозке ее на шняке, где ее зачастую попросту сваливали на днище. “По всему можно надеяться,- утверждалось в отчете Правления за 1877 год,- что Товарищество пережило... самое трудное время своего существования и что за сим с каждым годом предприятие будет все более и более упрочиваться и достигнет положительных результатов”22. Навигация 1877 г., хотя и прошла заметно успешнее предыдущих, также была убыточной; общая сумма убытка за навигации 1875, 1876 и 1877 гг. составила 51 470 руб. Лишь в 1878 г. Товариществу удалось добиться первой прибыли, а по итогам навигации 1879 г. впервые выдать дивиденд на паи, принадлежащие частным лицам и учреждениям, - менее 4%. В 1880,1881 и 1882 гг. “по недостатку дохода” он снова не выдавался. С 1883 г. дивиденд на паи стал выплачиваться, но не более 5%. Казна же за эти годы по паям Министерства финансов не получила ни копейки, поскольку дивиденд ни разу не превысил 6%23. 20Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1877 год. М., 1878. С. 11 - 12. 21Там же. С. 13 - 14. 22Там же. С. 15. 23Только при дивиденде более 6%Товарищество должно было отчислять соответствующие средства в казну. См.: Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1890 год. СПб., 1891. С. 8 - 9. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz