Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
губу. Во время посещений становищ Мурманского побережья капитан парохода “Архангельск” стал записывать в особую тетрадь данные о появлении наживки и косяков рыбы в том или ином районе; затем он или его помощник сообщали их приезжавшим на пароход колонистам17. В 1876 г. пароходство обзавелось третьим пароходом, специально построенным по заказу Мурманского Товарищества на верфи A. Leslie & С° в Ньюкастле и названным при спуске “Кемь”. Это был добротный одномачтовый колесный пароход длиной 154 и шириной 23 фута, имевший три водо непроницаемые переборки, благоустроенные каюты 1и II классов. Пассажиры же III класса, до 120 чел., по-прежнему вынуждены были “благоустраиваться” на верхней палубе18. “Онега” и “Кемь” стали работать на двух беломорских линиях, связавших Архангельск с Кемью, Кандалакшей, Кузоменью, Онегой, Сумским Посадом, Сорокой, Соловками. Всего за навигацию 1876 г. Товарищество выполнило 24 рейса: 16 по Мурманской линии и 8 по Беломорской. За совершение их полагалось получение из казны в качестве субсидии 30 тыс. руб.; выручка от перевозки грузов и пассажиров составила 3 тыс. руб. В то же время только на содержание экипажей и приобретение топлива было затрачено 22 тыс. руб. С учетом других затрат баланс за 1876 г., так же как и за 1875 г., был сведен со значительным убытком. Директор В.Р. Шельтинг подготовил все необходимые документы для ликвидации дел Товарищества и подал прошение об отставке. Скорее всего Товарищество действительно прекратило бы свою деятельность после навигации 1876 г., если бы не вмешательство Ф.В. Чижова. Федор Васильевич, уже внесший в общее дело 25 тыс. руб., заложил свой собственный дом в Москве и на вырученные деньги купил дополнительно паев Товарищества еще на 87 тыс. руб.19 И, самое главное, он сумел убедить остальных пайщиков не спешить с ликвидацией пароходства. В 1876 г. общее собрание пайщиков Товарищества ввиду постоянных убытков, “происходящих от исключительного положения северного края, как по отсутствию промышленности, так и по малонаселенности оного”, поста новило поручить Правлению ходатайствовать перед министром финансов об изменении параграфов 3, 4 и 15 Устава, “в смысле обязательного совершения... 20 срочных рейсов, из коих 12 - по Мурманской линии и 8 - по Беломорской”, только лишь при условии полной выдачи Товариществу ежегодной субсидии в размере не менее 50 тыс. руб. Кроме того, Правление Товарищества обратилось к 17ГААО. Ф. 1.0п. 5. Д. 1230. Л. 6 - 7 . 11Там же. Л. 309; Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 8 - 9. 19 Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море... С. 9 - 10. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz