Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
равным образом покупать для отправления из наших портов хлеб, сало, пеньку и другие товары с предоставлением таможенных льгот, которыми пользовались мурманские колонисты8. Руководство делами Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства должно было осуществлять его Правление, расположившееся в Москве в здании, занимаемом уже другим Правлением - Общества Московско- Ярославской железной дороги. Оно состояло “из трех членов, избираемых общим собранием пайщиков из среды своей на три года”. Само же общее собрание владельцев паев предусматривалось устраивать ежегодно, в январе месяце, а чрезвычайное - по мере необходимости. Первыми членами Правления единогласно избрали Федора Васильевича Чижова, графа Константина Федоровича Литке и Савву Ивановича Мамонтова9. На должность директора-распорядителя Товарищества, контора которого вскоре открылась в Архангельске10 для решения всех оперативных вопросов был приглашен один из пайщиков - отставной флота генерал-майор Владимир Романович Шельтинг. Все с нетерпением ожидали прибытия вАрхангельск первого парохода, приобретенного Товариществом. “Архангельск”, “Онега”, “Кемь” и ... убытки Товарищества 29 июня 1875 г. в порт прибыл первый пароход Товарищества “ Архангельск ”, сразу вызвавший большой интерес у жителей города. Через несколько дней специальная комиссия во главе с флотским офицером капитаном Мордвиновым и прапорщиком Хозяиновым освидетельствовала прочность корпуса парохода и его машины. “Архангельск” был построен близ города Глазго в 1869 г. Товарищество купило его за 83 тыс. рублей. По данным, которые приводит’в своей рукописи исследователь А.В. Паламарчук, “Архангельск” обладал полной вместимостью 551 и чистой вместимостью в 375 per. т; его двухцилиндровая паровая машина мощностью 550/110 индикаторных/номинальных сил позволяла судну развивать скорость до 9 узлов". Корпус парохода был разделен водонепроницаемыми *АГВ. 1875. 4, 7 июля. 9АГВ. 1875. 25 июня. 10Аарес конторы неоднократно менялся. Время от времени вАрхангельских губернских ведомостях появлялись объявления, подобные следующему: “Архангельская контора Товарищества Мур манского срочного пароходства, помещавшаяся по Троицкому проспекту, в доме Антуфьева, переведена на Полицейскую улицу (ныне - ул. Свободы.- - Г.П.,Р.Д.), в дом бывший Амосова” (АГВ. 1881. 25 ноября). В конце мая 1907 г. контора переместилась в дом Поповой на той же Полицейской улице. 1 Паламарчук А.В. Начало пароходства на Белом море (Из истории Товарищества Архангельско- Мурманского срочного пароходства). Рукопись из личного архива С.В. Терентьева. Б. м., Б. г. С. 6. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz