Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Предусматривалось до начала навигации составлять “подробное расписа­ ние мест захода пароходов”, согласовывать его с губернатором и публиковать его “заблаговременно во всеобщее сведение”. Товарищество должно было бесплатно перевозить почту и сопро­ вождающих ее чиновников, доставляя их с парохода и обратно “средствами парохода”. Также бесплатно резервировались в каждом рейсе места для та­ моженного чиновника, командируемого для наблюдения “за непровозом контрабанды”, и для чинов полиции в районах их служебной деятельности. При этом оговаривалось, что все означенные лица должны “продовольствоваться” во время плавания за свой счет. Бесплатно могли перевозиться, по свидетельствам губернского начальства, семейства, переселяющиеся для постоянного жительства на Мурманский берег, но не более 5 семейств за один раз. Устав обязывал Товарищество в течение двух лет устроить пристани в Архангельске, близ Колы, в Онеге, Сумском посаде и близ Кеми. Товариществу предоставлялось также право устраивать “потребные для пароходного дела” мастерские и механические заведения, верфи, конторы, магазины “для склада товаров и вообще всякие, соответствующие цели предприятия Товарищества заведения”. Для постройки этих заведений “на казенных пустопорожних землях” могли отводиться участки земли в бесплатное пользование размером не менее полудесятины в каждом. 15-й параграф Устава гласил: “Ввиду пользы от установления пра­ вительственного пароходного сообщения между Архангельском до норвежской границы и исключительного положения северного края правительство оказывает Товариществу в течение 10 лет со дня существования предприятия, денежную субсидию в следующем размере: а) за каждый срочный рейс, в оба конца, пройденный пароходом по линии от норвежской границы до Белого моря или Архангельска, по 1250 рублей; б) равным образом за каждый срочный рейс по Белому морю, считая рейс от Архангельска круговым путем по Белому морю, в те прибрежные пункты, кои определены будут, и обратно в Архангельск, также по 1250 рублей. Денежная субсидия от правительства выдается Товариществу не более как за 20 срочных рейсов при каждой линии, а в сложении не свыше 50000 рублей в год”. Кроме того, Товариществу предоставлялось в течение пяти лет со времени открытия его действий получать из-за границы без платежа таможенных пошлин “потребные для ремонта и исправления пароходов машины, машинные части и принадлежности к оным, разного рода листовое и болтовое железо, судовые якоря и цепи..., а равно всякого рода судовой такелаж, в мере действительной потребности, засвидетельствованной главным местным начальством и особого на сие, каждый раз, разрешения министра финансов”. В случае недостатка грузов Товариществу разрешалось привозить на своих судах из-за границы за свой счет соль, рыбу и другие товары “для распродажи”; 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz