Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

председательствовал в Совете Министерства путей сообщения и в продолжении 10 месяцев управлял этим министерством. За печатные труды в области водоснабжения городов А.И. Дельвиг был удостоен Демидовской премии - высшей награды С.-Петербургской Академии наук. Зимой и весной 1875 г. эти люди развили бурную деятельность, вложив в создаваемое Товарищество часть своих капиталов, значительная часть которых приходилась на долю Ф.В. Чижова. Собранные деньги были распределены на 616 паев, из которых 100 приобрело Министерство финансов. ...И новый Устав 6 мая 1875 г. император Александр II утвердил Устав вновь создаваемой на Севере морской компании. В его первом параграфе говорилось: “Для содержания срочного пароходного сообщения между Архангельском, Бело­ морскими портами и Мурманским берегом до норвежских городов Вардё или Вадсё учреждается Товарищество на паях, под наименованием “ Товарищество Архангельска-Мурманского срочного пароходства ”б. Полный текст этого доку­ мента был опубликован на страницах Архангельских губернских ведомостей за 4 и 7 июня 1875 г. 27 мая инициаторы создания Товарищества написали архангельскому губернатору Н.П. Игнатьеву: “Приступая в настоящее время к открытию действий Товарищества, ...Правление позволяет себе надеяться на просвещенное по­ кровительство Вашего Превосходительства, которое, будучи поставлено на прямых и честных основаниях, должно без сомнения принести существенную пользу северному краю и оживить промышленную деятельность жителей отдаленных окраин России”7. Новое Товарищество обязывалось приобрести “на первое время” три парохода, из них два - товаропассажирские “океанского плавания” в 350 индикаторных сил, каждый вместимостью не менее 130 пассажиров. Один пароход предназначался для совершения срочных рейсов по Мурманской линии. До вскрытия Белого моря, начиная с марта месяца, рейсы должны совершаться от становища Семь Островов до Вардё; по освобождении же ото льдов Белого моря - от Архангельска до того же норвежского порта. За навигацию пароходу вменялось совершить 12 плановых рейсов с обязательным заходом в Кольский залив и главные становища на Мурманском берегу. Второй пароход должен был связать своими рейсами Архангельск и “наиболее населенные пункты” на побережье Белого моря. Третьему же следовало совершать рейсы в Белом море - между уездными городами Онегой и Кемью. ‘ АГВ. 1875. 4 июня. 7ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1181. Л. 24. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz