Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
Чижов внимательно наблюдал за работой Беломорско-Мурманского срочного пароходства. И когда он увидел, что Товарищество начинает явно сдавать свои позиции в связи с гибелью одного, а затем и второго судна, он, не дожидаясь его окончательного развала, сумел добиться в Министерстве финансов ко мандировки в Архангельск чиновника особых поручений, своего давнего приятеля А.Д. Поленова, чтобы последний “изучил экономический быт тамошнего населения”2. Сведения, собранные А.Д. Поленовым, Федор Чижов хотел использовать при создании нового северного пароходного товарищества, но уже под своим собственным руководством... Условия, на которых, по мнению Ф. Чижова, следовало строить новое Товарищество, не сильно отличались от тех, что были испытаны на практике его предшественниками; по-прежнему делалась ставка на государственные субсидии. Но были и отличия. Главное - Федор Васильевич решил максимально ограничить присутствие в создаваемом им Товариществе людей, “вышедших из среды местных крестьян или мещан, - малообразованных, с довольно узким кругозором и смотрящих на дело с точки зрения исключительно своей личной пользы”. Принять на себя обязанности учредителей Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства и “привить” в крае элементы цивилизации3, по мнению Ф. Чижова, могли лишь люди с именем и состоянием, сочувствующие предположениям правительства и желающие содействовать их осуществлению4. Кроме надворного советника Ф.В. Чижова, таковыми стали: капитан 2-го ранга граф Константин Федорович Литке, коммерции советник Тимофей Саввич Морозов, генерал-лейтенант барон Андрей Иванович Дельвиг и потомственный почетный гражданин Василий Иванович Смолин. Двое из них - Т.С. Морозов и В.И. Смолин - были хорошо известны в мос ковских деловых кругах как энергичные и преуспевающие предприниматели. Граф К.Ф. Литке - сын выдающегося мореплавателя адмирала Ф.П. Литке, выйдя в отставку, с успехом занимался коммерческой деятельностью. Барон А.И. Дельвиг (1813 - 1887) - генерал-лейтенант корпуса инженеров путей сообщения, двоюродный брат поэта Александра Дельвига, друга А.С. Пушкина - прославил свое имя сооружением московского водопровода. С 1861 по 1871 гг. А.И. Дельвиг был главным инспектором и начальником железных дорог5, в 1867-1871 гг. ' Крайний Север. XX отдел Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Н. Новгороде. М., 1896. С. 50. 2 Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Отчет Правления за 1877 год. М., 1878. С. 8. 3Там же. С. 7 - 8. 4Протоколы заседаний правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства за 1890 - 91 гг. М., 1892. С. 223. 5 Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. X. С. 347 - 348. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz