Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
ТОВАРИЩЕСТВО АРХАНГЕЛЬСКО-МУРМАНСКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА: ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ РАБОТЫ (1875 - 1895) Многократные, но безрезультатные попытки учреждения морского пароходства на Русском Севере, бесславная кончина в феврале 1875 г. Бело морско-Мурманского Товарищества - все это вместе взятое, казалось, надолго отобьет желание у российских властей и предпринимателей заниматься организацией пароходных сообщений в Белом и Баренцевом морях. Но пароходство возродилось в том же 1875 г., благодаря Федору Васильевичу Чижову. Чижов и новые учредители Ф.В. Чижов родился в 1811 г. в небогатой костромской дворянской семье. Он успешно окончил С.-Петербургский университет “со степенью кандидата физико-математических наук” и был оставлен при нем для чтения курса начертательной геометрии; в 1836 г. успешно защитил диссертацию, получив степень магистра, а спустя два года издал одну из первых в России работ о паровых машинах. В дальнейшем, работая в университете, он увлекся историей литературы и искусства. С 1840 по 1847 гг. Ф.В. Чижов жил за границей, большей частью в Италии; его статьи по искусству публиковались вжурнале “Современник”. Личные контакты с самыми разными, в том числе и “неблагонадежными”, людьми, оказание помощи южным славянам в борьбе против Австрии не могли не вызвать к нему интереса известного столичного ведомства. В 1847 г., по возвращении в Россию, Ф.В. Чижов был арестован и доставлен в С.-Петербург. После допроса он был выслан под секретный надзор в Киевскую губернию, где он арендовал имение и занялся шелководством. В 1856 г. закончилась Крымская война; подошел к концу и срок ссылки Федора Чижова. Он приехал в Москву и развил кипучую деятельность “на поприще промышленности и финансовом”: участвовал в издании журнала “Вестник промышленности” и газеты “Акционер”, стал одним из руководителей московского Купеческого банка и московского купеческого Общества взаимного кредита. В руках Ф. Чижова сосредоточились крупные финансовые средства. По инициативе Ф.В. Чижова и при активном его участии строилась железная дорога от Москвы до Ярославля. Возглавив “Общество Московско-Ярославской железной дороги”, Ф.В. Чижов в 1872 г. довел строительство ее до Вологды. Тогда же Федор Васильевич ходатайствовал перед правительством о выделении кредита, чтобы довести “чугунку” и до Архангельского порта, однако безрезультатно 1. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz