Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

общество “не решилось принять его на страхование”. Так л простояло оно всю навигацию у пристани в Архангельске. В конторе Правления Товарищества воцарилось полное уныние; его немногочисленный персонал уже ни на что не надеялся, все жили под впечатлением неминуемо приближающегося краха предприятия. На Маргаритинскую ярмарку 1874 года большинство пайщиков прибыло в Архангельск, где состоялось “чрезвычайное собрание”. Управляющий делами Правления Товарищества А. Мильбах обратился за помощью и содействием к губернатору Н.П. Игнатьеву, но тот письменно ответил, что еще 20 июля он сообщил министру финансов о закрытии действий Товарищества. По окончании ярмарки пайщики разъехались по своим селам. 9 февраля 1875 г. в Кеми состоялось их последнее собрание, принявшее решение о закрытии действия Товарищества, приступив вскоре к ликвидации дел и продаже оставшегося имущества36. Так закончилась деятельность первого морского пароходства. Любое упоминание о нем стало вызывать у архангельских чиновников сильное разд­ ражение. “Вся деятельность пароходного общества состояла почти из постоянных во всем неурядиц,”- писал губернатор Н.П. Игнатьев министру внутренних дел о Товариществе, потерявшем “всякое к себе доверие со стороны торгового и промышленного класса в здешнем населении”37. Все это было так. Но огромные массы поморского населения в полной мере ощутили на себе удобство регулярных рейсов вдоль побережий Белого и Баренцева морей, очень быстро успели привыкнуть к нему. У пароходных сообщений на Севере России были, вне всякого сомнения, хорошие перс­ пективы. * ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1165. Л. 104. 37Там же. Л. 63 - 64. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz