Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

спасенную команду в составе шкипера Адольфа Гейрдаля, штурмана Якова Кнофа, механика Якова Климента и пяти иностранных матросов разместили в кубриках военной шхуны и до прихода в Архангельск “довольствовали по офицерской и матросской порции”. Правление Товарищества, выяснив размеры происшедшей катастрофы, отказалось от спасения и ремонта парохода и бросило его на произвол морской стихии. “Великий князь Алексей” был продан “налом” на месте крушения “за баснословно дешевую цену” - 2000 руб. 15 июня 1873 г., спустя неделю после аварии, Александр Мильбах писал губернатору: “Прекращение сообщения с Мурманским берегом... отзывается чув­ ствительно на тамошнем промышленном сословии, которое, надеясь на па­ роходное сообщение и подвозки из Архангельска, не снабдило себя достаточно промышленными средствами на летнее время; кроме этого, продолжительность льдов при входе в Белое море затрудняет сообщение с парусными судами. Поэтому между поморскими жителями появилось общее желание, чтоб пароход Товарищества “Качалов”, назначенный для плавания по здешнему Белому морю, совершал бы в летнее время, по очереди, один рейс по Белому морю, а другой - от Архангельска вдоль Мурманского берега к границам Норвегии”33. Но через несколько дней, 20 июня, и “Качалов” вышел из строя. Во время очередного рейса близ Кеми он днищем задел каменистое дно и получил пробоину. “Качалов” смог дойти до Онеги, где при осмотре корпуса обнаружили повреждение киля и двух листов обшивки. Пришлось идти для ремонта на Соловки, в монастырский док. Фактически сорвав большую часть срочных рейсов в навигацию 1873 г., Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства в самом начале следующей навигации лишилось своего второго (и последнего!) морского парохода. Только что вышедший из очередного ремонта “Качалов” 30 мая 1874 г. не­ далеко от входа в Кольский залив задел подводную каменистую отмель и был отбуксирован на ремонт в Берген. Сложилась парадоксальная ситуация - пароходство продолжало функционировать, не имея ни одного действующего судна. Худшей рекламы для морского предприятия нельзя было придумать. Находясь на грани банкротства, Правление Товарищества решилось на отчаянный шаг - летом 1874 г. Александр Мильбах приобрел в Ливерпуле небольшой пароход “Рио Бенто” (водоизмещение около 200 т; мощность маши­ ны - 45 л. с.). Однако очень скоро обнаружилось, что суденышко, ставшее “Помором”, - столь неудачной постройки, что за границей ни одно страховое 35ГААО. Ф. I. Оп. 5. Д. 1138. Л. 60. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz