Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
предоставить пароходству эту землю, принимая во внимание, что на данном участке она “никакой пользы городу не приносит”, в количестве 2510 ‘/ 2сажени за ежегодную плату 14 руб. 50 коп. на 24 года и береговое укрепление для при стани на протяжении 106 сажен на 10 лет с платою в пользу города по 125 руб. в год27. ...Осенью 1871 г. художник Александр Вьюшин написал картину, где был изображен пароход “Великий князь Алексей”. Ее с “великим бережением” выслали самому Алексею Александровичу с сопроводительным письмом губернатора. Некоторое время спустя Вьюшин получил от великого князя за картину “в виде подарка” 50 рублей28. Сохранились сведения о том, что были еще и две изящные модели судов, изготовленные на судостроительном заводе фирмы “К. Митчел и К°”. Одну из них механик Алексей Федотов преподнес губернатору Н.А. Качалову, в честь которого был назван один из пароходов, а другая была отправлена с “нарочным курьером” брату царствующего импе ратора29. 1872 год: непредвиденные расходы Осенью 1871 г. после окончания первой навигации Правление Това рищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства переехало в Кемь, где в самом городе и в окрестных селах проживали почти все владельцы паев и большинство членов Правления Товарищества. В Архангельске же продолжала функционировать Контора Товарищества во главе с ее директором А.Д. Бе- техтиным, переехавшая к этому времени в дом местного жителя Гагарина30. Ранней весной 1872 г. “Великий князь Алексей” прибыл из С.-Петербурга в норвежский город Вардё и стал совершать рейсы по линии Вардё - Семь Островов (до становища Харловка), так как Белое море еще не освободилось ото льда. Такая постановка дела не только приносила прибыль пароходству, но и оказалась очень удобной во всех отношениях для организации рыбных промыслов. Ежегодно в марте по зимнему почтовому тракту - через Онегу, Кемь, Кандалакшу и далее до Колы - брели огромными партиями промысловые артели с малолетними ребятишками-зуйками, несмотря на случающиеся морозы, пургу и холодный, пронизывающий ветер; жилья, кроме одиночных и редких станционных почтовых домов, почти нигде не было. Устраивались они на ночлег 27АГВ. 1871. 14 августа. 28ГААО. Ф.1. Оп. 5. Д. 926. Л. 172. 29Там же. Л. 172. 30ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1104. 3 Зак. 928 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz