Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Пароход “Качалов” , делая третий рейс по Белому морю, в минувшем октябре месяце во время прохода под парами из города Кеми в Соловецкий монастырь 8 числа при тумане нечаянно зашел на банку около того монастыря, отчего потерпел аварию. Экипаж и пассажиры спасены, а самый пароход заведен на зимовку в док означенного монастыря, как заявил об этом Правлению Товарищества шкипер парохода Фрике, прибывший сюда по вечеру вчерашнего дня”24. Первая навигация выявила существенный недостаток приобретенных судов. “Учредители пароходства,- писали “Архангельские губернские ведомости”, - предназначая свои пароходы к плаванию по Белому морю с самой ранней весны и кончая это плавание концом сентября, а иногда и октября..., допустили на своих пароходах, при довольно большом их размере, машины с весьма не­ большим числом сил. Это обстоятельство, по мнению нашему, было главным условием, препятствующим и замедляющим плавание пароходов Товарищества по Белому морю весною и осенью. Кому как не учредителям должно быть известно, что наше море весною и осенью делается особенно бурным, а следовательно, пароходам, имеющим машины с таким числом сил, будет трудно бороться с волнами, особенно в открытом море. Мы слышали, что пароходы Товарищества, предприняв последние свои рейсы... один в Петербург, другой - в Поморье, немало замедляются в плавании своем от высказанного нами обстоятельства”25. Авария парохода “Качалов” показала, что Товариществу крайне необходимы хорошо оборудованные ремонтные мастерские. Но после упразднения в 1862 г. военного порта и казенной верфи провести более-менее сложный ремонт в Архангельске стало практически невозможно. Это, кстати, великолепно понимал губернатор Н.А. Качалов, который еще на стадии переговоров о создании Товарищества ходатайствовал перед столичными ведомствами о том, чтобы оно “приняло на себя обязательство устроить, с помощью от правительства, эллинг, мастерские для починки судов и магазины для складки товаров - в таких размерах, чтобы была возможность удовлетворять потребностям не только судов, принадлежащих Товариществу, но и всех коммерческих и военных судов, принадлежащих к Архангельскому порту...”26. Как показала жизнь, Правление так и не успело предпринять каких-либо действий в организации ремонтной базы пароходства. Зато был взят в аренду участок земли, принадлежащий бывшей казенной верфи в Соломбале, для устройства пристани и складских помещений. Городская Дума согласилась 24ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 183. 25АГВ. 1871. 3 ноября. 26ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1235. Л. 48. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz