Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

для работы на Беломорской линии. Постройка судов обошлась Товариществу почти в 105 тыс. руб. 11 августа оба “железных винтовых парохода” были освидетельствованы комиссией под председательством капитан-лейтенанта Стронского. Комиссия нашла, что суда построены правильно и прочно, машины действуют исправно; имеются грузовые лебедки, оба судна оснащены спасательными ботами и укомплектованы штурманским, шкиперским, пожарным и прочим имуществом; на случай выхода из строя паровых машин есть запасное парусное вооружение; наличие трех водонепроницаемых переборок повышает живучесть судов при возможных авариях. К недостаткам комиссия отнесла отсутствие громоотводов и “неподъемность” чугунных винтов. “Судовые команды, - отмечалось между прочим в акте, - состоят пре- мущественно из англичан и норвежцев, а русских только три человека, кроме двух учеников из Кемских шкиперских учебных курсов”. Командовали судами также иностранцы: пароходом “Великий князь Алексей” - Эдеквист, а “Качаловым” - Фрике. Только должность штурмана на пароходе “Качалов” исполнял “лоцман из кемских мещан Григорий Бородин”20. Однако в скором времени северные мореходы освоились с новой техникой и в значительной мере заменили иностранных моряков. Из служебной переписки видно, что в августе 1871 г. первым механиком Товарищества был утвержден кемский мещанин Алексей Федотов - студент столичного Технологического института21. Начав свои рейсы только с середины лета, оба судна сумели заработать для пароходства в первую навигацию более 10 тыс. руб.22 “Великий князь Алексей” совершил 5 плановых рейсов, перевез около 300 пассажиров и различных грузов до 4000 пудов, в том числе тресковое сало, солонину, сено, живой скот и пр. Получено 6250 руб. порейсной платы; выручка с пассажиров и грузов составила 996 руб. На зиму “Великий князь Алексей” был зафрахтован для доставки в столицу трески, палтуса, семги и другой рыбы. Он вышел в дальний рейс в начале октября. “Качалов” успел выполнить только два рейса, перевезя около 200 пассажиров и около 7000 пудов груза. В кассу пароходства было перечислено 2500 руб. порейсной платы и 987 руб. с пассажиров и груза23. При совершении третьего, последнего в навигацию, рейса он потерпел аварию. Управляющий Товариществом 3 ноября сообйдал губернатору Н.П. Игнатьеву: 20ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 167. 21Там же. Л. 160. 22АГВ. 1871. 6 ноября. 23АГВ. 1871. 3 ноября. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz