Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
совершать “срочные” рейсы от Архангельска вдоль Мурманского берега и далее - до норвежских городов Вардё или Вадсё с заходом во все главные становища Кольского полуострова. Второй пароход - для работы в Белом море, с обходом всего побережья и обязательным посещением Соловецкого монастыря. Каждое из судов будет совершать за навигацию по 12 обязательных рейсов. Товарищество обязывалось бесплатно перевозить почту, предоставлять одно место, также бесплатно, для чиновников, следующих “по казенным надобностям”; особой привилегией пользовались семейства, переселяющиеся на Мурманский берег,- с них также не бралась плата за проезд. Для управления всеми делами Товарищества на общем собрании пайщиков выбиралось Правление, состоящее из нескольких директоров, которые из своей среды избирали “особого управляющего”, наделенного широкими полномочиями, согласно специально разработанной инструкции15. Поскольку кольский купец первой гильдии Мартемьян Базарный внес наибольший пай в общий капитал, составивший 30 ОООруб., то он и возглавил все дела создаваемого Товарищества. Осенью 1870 г. губернатор Н.А. Качалов с чувством явного удовлетворения от проделанной работы писал министру финансов: “Считаю себя вполне счастливым, что могу донести... об устройстве поморской компании, состоящей преимущественно из крестьян и мещан, которые добровольно и совершенно сознательно решились в первый раз соединить свои капиталы для устройства предприятия, служащего к развитию края”16. При этом Николай Александрович добавил, что Товариществом собрано 96500 руб. для строительства в Ве ликобритании двух судов на верфях города Ньюкастл. В декабре того же года Н.А. Качалов оставил губернаторство и отбыл в столицу, где возглавил Департамент таможенных сборов. Навигация 1871 года: первые плавания и первые результаты Английская судостроительная фирма своевременно выполнила оба заказа. 28 июня 1871 г. в Архангельск прибыл первый пароход “Великий князь Алексей ”'1, который уже 1 июля отправился в свой первый рейс по Мурманской линии18. 10 августа в Архангельск прибыл второй пароход - “Качалов ”™, предназначенный 15Там же. Л. 114. 1,1Там же. Л. 127. 17 Пароход назван в честь брата царя, командовавшего тогда Военно-морским флотом России. Летом 1870 г. великий князь побывал на Севере, где вместе с губернатором Н.А. Качаловым совершил продолжительное плавание в полярных льдах, посетил Новую Землю и ряд становищ Мурманского берега. 18АГВ. 1871.3 июля. 19АГВ. 1871. 16 августа. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz