Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Ныне, подробно рассмотрев обстоятельства этого дела и познакомившись с поморским краем, я решил просить Ваше Высокопревосходительство дать преимущество местным промышленникам и причины, вынуждающие меня ходатайствовать, в этом смысле следующие: 1. Пароходное сообщение Архангельска с портами Норвегии, хотя и посредством одного парохода, неминуемо отнимет у поморских судов часть срочных, следовательно, самых ценных грузов. 2. Настоящее соглашение поморских капиталистов есть первое явление в этой местности к составлению кампанейских предприятий и потому необходимо его поддержать и поощрить. По всем собранным сведениям, подписавшие заявление поморы имеют до '/2миллиона наличного капитала, лежащего теперь без всякого движения, а первое выгодное компанейское предприятие вызовет поморов на дальнейшее его расширение, что неминуемо оживит весь край. 3. Пароходное сообщение между Архангельском и Норвегией может быть только в течение трех или четырех месяцев, а так как для такого короткого действия будет невыгодно содержать пароход, то простой расчет вынудит поморов посылать этот пароход в течение зимних месяцев в плавания и перевозки грузов в иностранные незамерзающие порты. Обстоятельство это познакомит поморов с выгодами иметь непо­ средственное сообщение с иностранными рынками, и я уверен, что за компаней­ ским пароходом вместо настоящих поморских (парусных. - Г.П., Р.Д.) судов будут строиться пароходы”7. Аргументы Н.А. Качалова в С.-Петербурге посчитали убедительными, и вскоре соответствующие документы были направлены в Государственный Совет. Иван Зебек, видя, что его планы рушатся несмотря на все предпринимаемые усилия, решается на последнюю отчаянную попытку убедить архангельского губернатора в своем желании организовать пароходное сообщение в северных морях. “Я обязываюсь... иметь на пароходах, - писал он в своей докладной записке от 4 апреля 1870 г., - только русских подданных, говорящих русским языком; иметь русских агентов Общества в заграничных портах, которым русское купечество могло бы отправить товары на продажу, избегая при этом посредничества иностранных фирм”8. На это последнее письмо Ивана Зебека Н.А. Качалов ответил кратко: “С окончания устройства Кемской пароходной компании я ничего не могу сделать, нельзя хлопотать о предоставлении одного дела двоим”9 . 7ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 99. *Там же. Л. 103 - 104. 9Там же. Л. 100. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz