Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
ТОВАРИЩЕСТВО БЕЛОМОРСКО-МУРМАНСКОГО СРОЧНОГО ПАРОХОДСТВА Губернатор Качалов принимает решение Известия о том, что Министерство финансов наконец-то решилось выделить средства на субсидирование пароходства и назначение в Архангельск нового губернатора, - все это вместе взятое вселяло надежду на скорое открытие регулярных морских сообщений. От желающих приобщиться к правительственным субсидиям не было отбоя. Ходили слухи, что рейсы вдоль Мурманского берега изъявило желание устроить даже датское общество пароходов!1. Осенью 1869 г. к новому губернатору обратился за поддержкой крестьянин Гунин. Зимой он уже ездил в С.-Петербург в качестве уполномоченного от судопромышленников Кемского и Онежского уездов, ходатайствуя об утверж дении задуманного им Беломорского общества взаимного страхования судов и грузов, и просил при этом разрешить “сему обществу исключительного на 10 лет права содержать пароходство вдоль Мурманского берега”2. Иван Зебек, поведав Качалову о “непонимании” его предшествующими губернаторами, упорно продолжал отстаивать свой проект. Среди приводимых им аргументов были и такие: “Я вполне владею норвежским языком, столь необходимым на почтовом пароходе при сношениях с норвежскими властями... Готов с достоинством носить почтовый флаг на своем пароходе за границею”3. Более того, желая чуть “надавить” на губернатора, И. Зебек уведомил его, что уже договорился с английскими корабелами о постройке нужного парохода. Качалов дал ему довольно уклончивый ответ: “В настоящее время (в начале декабря 1869 г. - Г.П., Р.Д.) я с большим вниманием занимаюсь делом устройства пароходного сообщения в вышеозначенной местности и положительное мнение о нем могу составить только по объезду приморских уездов губернии и переговорив с поморскими судохозяевами и торговцами. Обзор этот я предполагаю начать на днях же, как только установится зимний путь”4. А министру финансов он написал так: “При самом моем вступлении в управление губернией многие судо владельцы поморского края обратились ко мне с заявлением о том, что устройство Зебеком пароходства с правительственной субсидией гибельно подействует на их 1АГВ. 1869. 15 июля. 2ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 43. 3Там же. Л. 70, 81. 4Там же. Л. 87. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz