Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Только срочное пароходство! Несмотря на то, что Министерство финансов годами резко и недвусмысленно отказывало просителям в государственном субсидировании пароходства на Севере, оно вновь и вновь вынуждено было обращаться к этой проблеме. В конце концов категоричное чиновничье “нет” сменилось на “да, если только...” В Министерстве финансов в принципе согласились на учреждение паро­ ходства, но только “срочного”, то есть придерживающегося жесткого расписания движения судов по линиям. Архангельские губернаторы готовы были согласиться и на эпизодические рейсы паровых судов, без расписания. В этом отношении показательно письмо директора Департамента торговли и мануфактур А. Бутовского губернатору С.П. Гагарину от 25 февраля 1869 г.: “По мнению министра финансов, лишь... срочное пароходство может принести пользу краю и заслуживает поддержки, так как при этом совершение рейсов делается обязательным. Совершенно в ином виде представляются предложения Вашего Сиятельства о назначении известной суммы для выдачи поощрительной платы каждому пароходу, совершившему рейс от Архангельска до норвежской границы. Случайные рейсы, не обусловленные временем, не могут принести... той пользы, какую можно ожидать от учреждения срочного пароходства; и нет справедливого основания за сделание таких рейсов давать вознаграждения... За сим, если Ваше Сиятельство не изволите признать полезным учреждение пароходства вдоль Мурманского берега, при условии срочного совершения рейсов и исключительно по одному и тому же направлению, то делу учреждения сего пароходства не может быть дано дальнейшего движения”24. Его «Сиятельство» не стал более затягивать переписку: со дня на день он ожидал перевод на новое место службы. Пароходные дела явно отошли для него на второй план. “Так как проектированная мною система правительственных пособий Беломорскому пароходству... отвергнута, - написал он в ответе, - то, выходя из убеждения, что совершение рейсов вдоль Мурманского берега хотя бы одним пароходом все-таки лучше, нежели полное отсутствие на этих водах пароходства, мне остается только просить Департамент разрешить вопрос этот по его усмотрению”25. Весной князь Сергей Павлович Гагарин отбыл из Архангельска в столицу. В должность губернатора вступил Николай Александрович Качалов. В морской 24ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 59 - 60. 25Там же. Л. 74. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz