Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
ссылаясь при этом на аналогичные условия, в которых работают норвежские срочные пароходные линии. Н.М. Гартинг ответил Ивану Зебеку, что “...хотя он и сознает великую пользу для всего края от этого сообщения, но не надеется на то, что правительство согласилось бы на какую-либо субсидию”20. Получив отказ, Иван Зебек опубликовал в журнале “Морской сборник” статью, где изложил собственное видение будущего пароходного сообщения вдоль Мурманского берега21. Затем шкипер выступил на одном из заседаний 3-го отделения Вольного экономического общества, получив полное одобрение своих идей со стороны председателя отделения Общества С.С. Лошкарева и всех его членов22. Обрадованный общественной поддержкой, Иван Зебек подал летом 1868 г. новое прошение, уже на имя другого губернатора - С.П. Гагарина, все с той же просьбой о содействии ему в организации морских пароходных рейсов и оказании необходимой помощи со стороны правительства. Параллельно он обратился к министру финансов М. Рейтерну и вице-директору Департамента торговли и мануфактур Н.А. Ермакову. Усилия Ивана Зебека не пропали даром. К январю 1869 г. Министерство финансов подготовило соответствующее представление в Государственный совет о предоставлении либавскому шкиперу Ивану Зебеку права учредить пароходное сообщение от Архангельска до Норвегии вдоль Мурманского побережья с выделением правительственной субсидии по 15 тыс. руб. в год, сроком на 10 лет23. Но впоследствии оно было отозвано из Государственного Совета. Вообще история с Зебеком довольно “темная”. Из сохранившихся доку ментов так до конца и не ясно, чем он вызвал к себе неприятие в Архангельске. Может быть, именно активность и упорство, с которыми И. Зебек “протал кивал” свой проект на всех уровнях и всеми доступными способами, и настораживали архангельских чиновников, вызывая опасения, что, став пароходным монополистом в губернии, он сумеет поставить в определенную зависимость от себя и администрацию. Иначе чем объяснить упорное нежелание губернаторов замечать человека, готового устроить пароходство за 15 тыс. руб. ежегодной субсидии вместо необходимых, по мнению Афанасия Булычева, 28 тысяч? 20 ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 843. Л. 11. 21 Зебек И. О рыбном промысле и торговле на Мурманском берегу Архангельской губернии / / Морской сборник. 1867. №11. Неофиц. часть. С. 81 - 90. 22ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 90. 23Там же. Л. 84 - 85. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz