Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

пароходства “не имеет собственно военно-морского значения”. Вместе с тем он указал, что не будет препятствовать назначению морских офицеров командовать пароходами частной компании, если такая будет создана." Директор Департамента сельского хозяйства Министерства государствен­ ных имуществ Нилов также поддержал Мехелина. В декабре 1866 г. он сообщил об этом в своем письме губернатору С.П. Гагарину, сославшись при этом на генерал-адъютанта Н.К. Краббе, который просил “употребить возможные... меры и старания к образованию в Архангельске частной компании для содержания постоянного пароходства между нашими северными и норвежскими портами”12. И меры были приняты. “Объяснение” Афанасия Булычева и “соображения” князя Гагарина Для начала С.П. Гагарин дал возможность ознакомиться с предложениями Мехелина самому авторитетному в губернии специалисту по пароходам - Афанасию Булычеву, уже десять лет возглавлявшему успешно работающее на Северной Двине речное пароходство. Булычев, давно убедившийся в преимуществах пароходов перед парусными судами, представил его сиятельству 18 января 1867 г. пространное “объяснение”. “Потребность постоянных пароходных сообщений между Архангельском и норвежским берегом, - писал он, - сознается здесь давно всеми жителями беломорских берегов и составляет весьма насущную потребность в настоящее время - бесспорно это подтвердит каждый...”13. Булычев прямо заявил, что “содержание постоянных пароходных сообще­ ний между Архангельском и норвежским берегом на первое время не может бьггь безубыточно для предпринимателей и потребует кроме энергического и терпеливого преследования цели непременной значительной жертвы, какую бедный поморский край и для собственной пользы не в силах сделать... В настоящее же время, когда понятия об экономическом содержании пароходства хозяйственным образом более развиты, я полагаю, что... пособие со стороны правительства частным предпринимателям могло бы послужить с величайшею пользою и осуществить желаемое беломорское пароходство ”м. '1ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 2. 12Там же. 13Там же. Л. 3. 14Там же. Л. 4, 5. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz