Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
пароходства “не имеет собственно военно-морского значения”. Вместе с тем он указал, что не будет препятствовать назначению морских офицеров командовать пароходами частной компании, если такая будет создана." Директор Департамента сельского хозяйства Министерства государствен ных имуществ Нилов также поддержал Мехелина. В декабре 1866 г. он сообщил об этом в своем письме губернатору С.П. Гагарину, сославшись при этом на генерал-адъютанта Н.К. Краббе, который просил “употребить возможные... меры и старания к образованию в Архангельске частной компании для содержания постоянного пароходства между нашими северными и норвежскими портами”12. И меры были приняты. “Объяснение” Афанасия Булычева и “соображения” князя Гагарина Для начала С.П. Гагарин дал возможность ознакомиться с предложениями Мехелина самому авторитетному в губернии специалисту по пароходам - Афанасию Булычеву, уже десять лет возглавлявшему успешно работающее на Северной Двине речное пароходство. Булычев, давно убедившийся в преимуществах пароходов перед парусными судами, представил его сиятельству 18 января 1867 г. пространное “объяснение”. “Потребность постоянных пароходных сообщений между Архангельском и норвежским берегом, - писал он, - сознается здесь давно всеми жителями беломорских берегов и составляет весьма насущную потребность в настоящее время - бесспорно это подтвердит каждый...”13. Булычев прямо заявил, что “содержание постоянных пароходных сообще ний между Архангельском и норвежским берегом на первое время не может бьггь безубыточно для предпринимателей и потребует кроме энергического и терпеливого преследования цели непременной значительной жертвы, какую бедный поморский край и для собственной пользы не в силах сделать... В настоящее же время, когда понятия об экономическом содержании пароходства хозяйственным образом более развиты, я полагаю, что... пособие со стороны правительства частным предпринимателям могло бы послужить с величайшею пользою и осуществить желаемое беломорское пароходство ”м. '1ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 926. Л. 2. 12Там же. 13Там же. Л. 3. 14Там же. Л. 4, 5. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz