Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие морского пароходства в Белом и Баренцевом морях было довольно длительным процессом. В 1825 г. в Архангельске со стапеля Соломбальской казенной судоверфи был спущен пароход “Легкий” , построенный северными мастерами под руководством известного русского судостроителя А.М. Курочкина. При мечательно, что это событие произошло всего лишь через десять лет после постройки и испытания в С.-Петербурге первого отечественного парохода. Однако прошло почти полвека (!), прежде чем пароходы начали совершать регулярные, или, как их тогда называли, “срочные”, рейсы между населенными пунктами, расположенными по берегам Белого и Баренцева морей. Соломбальская казенная верфь была ориентирована прежде всего на удовлетворение нужд Российского Военно-морского флота. Пароходо-фрега- ты и паровые клипера, построенные в Архангельске, уходили на Балтику. Строительство пароходов для каботажных плаваний здесь изначально не предусматривалось, а “Легкий”, “Спешный” , “Самоед” использовались преимущественно на акватории Архангельского порта в интересах местной администрации. В 1862 г. на основании императорского указа Соломбальская верфь была упразднена. Массовые перевозки пассажиров по Белому морю паровыми судами начал осуществлять в 1862 г. Соловецкий монастырь. Строгого расписания рейсов для монастырских пароходов не существовало. Практически безаварийные плава ния соловецких пароходов стали примером, подтверждающим возможность организации грузопассажирского пароходства на Севере. Высокий профес сионализм судовождения и обслуживания монастырских пароходов обусловил их длительные сроки эксплуатации. Соловецкий док был идеальным местом для зимовки судов и их ремонта. В 1860-х гг. на архипелаге заработал маяк, установленный под крестом Вознесенской церкви на Секирной горе, а в 1870-х гг. открылась спасательная станция, расположенная в северной части острова Анзер. Все это, вместе взятое, существенно повысило безопасность морского судоходства у Соловецких островов. В 1850 - 1860-х гг. появилось множество проектов устройства пароходства в Белом и Баренцевом морях для организации пароходных рейсов в северную Норвегию и даже вАнглию. Они подавались властям разными лицами (в 1858 г. - А. Булычев и И. Грибанов, в 1861 г. - Т. Джеллибрант, в 1865 г. - И. Зебек, в 1866 г. - Мехелин и т. д.). Все авторы проектов были едины в своем стремлении устроить пароходные компании за счет казны и в дальнейшем получать для них ежегодную государственную субсидию. Они полагали, что в условиях Севера существование пароходства без поддержки со стороны государства невозможно. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz