Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие морского пароходства в Белом и Баренцевом морях было довольно длительным процессом. В 1825 г. в Архангельске со стапеля Соломбальской казенной судоверфи был спущен пароход “Легкий” , построенный северными мастерами под руководством известного русского судостроителя А.М. Курочкина. При­ мечательно, что это событие произошло всего лишь через десять лет после постройки и испытания в С.-Петербурге первого отечественного парохода. Однако прошло почти полвека (!), прежде чем пароходы начали совершать регулярные, или, как их тогда называли, “срочные”, рейсы между населенными пунктами, расположенными по берегам Белого и Баренцева морей. Соломбальская казенная верфь была ориентирована прежде всего на удовлетворение нужд Российского Военно-морского флота. Пароходо-фрега- ты и паровые клипера, построенные в Архангельске, уходили на Балтику. Строительство пароходов для каботажных плаваний здесь изначально не предусматривалось, а “Легкий”, “Спешный” , “Самоед” использовались преимущественно на акватории Архангельского порта в интересах местной администрации. В 1862 г. на основании императорского указа Соломбальская верфь была упразднена. Массовые перевозки пассажиров по Белому морю паровыми судами начал осуществлять в 1862 г. Соловецкий монастырь. Строгого расписания рейсов для монастырских пароходов не существовало. Практически безаварийные плава­ ния соловецких пароходов стали примером, подтверждающим возможность организации грузопассажирского пароходства на Севере. Высокий профес­ сионализм судовождения и обслуживания монастырских пароходов обусловил их длительные сроки эксплуатации. Соловецкий док был идеальным местом для зимовки судов и их ремонта. В 1860-х гг. на архипелаге заработал маяк, установленный под крестом Вознесенской церкви на Секирной горе, а в 1870-х гг. открылась спасательная станция, расположенная в северной части острова Анзер. Все это, вместе взятое, существенно повысило безопасность морского судоходства у Соловецких островов. В 1850 - 1860-х гг. появилось множество проектов устройства пароходства в Белом и Баренцевом морях для организации пароходных рейсов в северную Норвегию и даже вАнглию. Они подавались властям разными лицами (в 1858 г. - А. Булычев и И. Грибанов, в 1861 г. - Т. Джеллибрант, в 1865 г. - И. Зебек, в 1866 г. - Мехелин и т. д.). Все авторы проектов были едины в своем стремлении устроить пароходные компании за счет казны и в дальнейшем получать для них ежегодную государственную субсидию. Они полагали, что в условиях Севера существование пароходства без поддержки со стороны государства невозможно. 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz