Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Мехелин досконально изучил условия жизни и быта русских рыбаков. В своем отчете он, помимо прочего, сделал вывод “о пользе учреждения правильного пароходства между Архангельским и Норвежским берегом”. Осенью 1866 г. Мехелин опубликовал в газете “Северная почта” (№ 262) статью “О рыбном промысле и торговле русских в норвежском Финмаркене”. В ней, в частности, говорилось: “Правильное пароходное сообщение вдоль берега как средство к получению рыболовами быстрых и верных сведений о появлении рыбы в разных местностях берега оказало бы неисчислимые выгоды русскому рыбному промыслу. С другой стороны, как средство перевоза почт, товаров и значительного числа пассажиров (между прочим, многих англичан, желающих видеть Север России) пароходное сообщение между Архангельском, с одной стороны, и Вардё и Вадсё в Финмаркене, с другой, оказывается все более и более необходимым. Для начала следовало бы учредить подобную линию сообщения с пожертвованием для сего некоторой суммы из государственного фонда', впоследствии же, когда опьгг докажет материальные выгоды предприятия, тогда может образоваться в Архангельске частное акционерное пароходное общество”9. Развитие событий показало, что вмешательство Мехелина, сумевшего на “норвежском примере” убедить некоторых столичных чиновников в необходи­ мости государственной поддержки северного пароходства, сделало учреждение его лишь вопросом времени. Между прочим, Мехелин был также инициатором и другого процесса - официальной колонизации Мурманского берега Кольского полуострова. Именно его несколько наивное желание повысить “народное благосостояние” и превратить угрюмые безлюдные пространства в процветающий край путем поселения на восточную сторону Варангер-фиорда “для начала” от 10 до 20 семейств рыбаков под надзором “способного и честного чиновника”, как ни странно, положило начало другому процессу - официальной колонизации Мурмана10. Следствием ее стало образование в дальнейшем крупного портового города - Мурманска, имеющего в современных условиях исключительное геополитическое значение для России. Управляющий Морским министерством генерал-адьютант Н.К. Краббе выразил сочувствие идее Мехелина учредить “правильное пароходство между Архангельском и Норвежским берегом”, но отказался дать движение делу по вверенному ему министерству, ссылаясь на то, что учреждение данного ’ Северная почта. 1866. № 262. 10 Подробнее об этом см.: Давыдов Р.А. “Покрыто мраком неизвестности...” (Начало норвежско- финляндской колонизации Мурмана) / / Архангельск и северные страны в )^VI - начале XX веков: избранные доклады Международной научной конференции. Архангельск, 1999. С. 26 - 38; По­ пов Г.П., Давыдов РА Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. Екатеринбург, 1999. С. 29 - 31; 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz