Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
могут производить промысел ночью с такими же удобствами, как днем. Семиостровский рейд во время пребывания там английских траулеров принял ночью волшебный вид, и как-то на время забывалось, что находишься на нашем забытом и пустынном Мурмане. Эта рыболовная флотилия служила доказательством английской энергии и предприимчивости... К концу января число одновременно промышляющих на Мурмане траулеров возросло до сорока. Я убедился, что англичане великолепно знают наши берега, и наблюдал, как они смело проходили узкими проливами между островами, которые на наших морских картах не совсем точно нанесены. На Семиостровском рейде они чувствуют себя как дома и никем не стеснены, делают, что им угодно...”81. ♦ * * 10 декабря 1909 г. в России был издан закон, где давалось определение морской таможенной полосе России: “Пространство воды в 12 морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий Государства Российского, как на материке, так и на островах, признается морской таможенной полосой, в пределах которой все как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со стороны тех русских властей, на которых возложена пограничная охрана государства”82. Ожидалось, что вскоре решится давний вопрос и об установлении границ территориальных вод, в пределах которых иностранцам бы запрещалось вести промыслы83. В последующие годы проблема охраны морских промыслов на Европейском Севере России часто обсуждалась в прессе, рассматривалась на заседаниях комиссии по рыболовству 3-й Государственной Думы и различных межведомственных совещаниях... Бюрократическая система Российской Империи и вданном случае наглядно продемонстрировала далеко не лучшие свои черты. Особо следует отметить негативную роль Министерства иностранных дел, тормозившего работу над проектом закона о границах территориальных вод из опасения, что издание его может “вызвать нежелательные трения, так как затрагивает существенные интересы английских подданных”84. 81Архангельск. 1911. 8 апреля. 82 ПСЗ-Ш. СПб., 1912. Отд. I. № 32777. 83 Држевецкий В. Территориальная полоса и охрана морских промыслов на Севере / / Известия АОИРС., 1910. № 24. С. 20 - 29. 84 Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма. Л., 1962. С. 338. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz