Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“И это пиратство не вызывает даже возмущения у благодушного помора, - отмечалось в газете “Архангельск”, - оно освящено давностью, как освящено хозяйничанье японцев у наших тихоокеанских берегов... Лондонский “high life” кушает нашу свежую рыбу и похваливает, а мы за вонючей треской (да и то выловленной в наших же водах) тащимся в Норвегу”79. Примечательно, что английские промыслы с формальной точки зрения были вполне законными, поскольку осуществлялись, как утверждали английские представители, за границами русских территориальных вод. Доказать обратное представлялось весьма затруднительным, так как “Бакан” крайне редко появлялся в тех местах. “Но даже если бы он и появился, то английский или другой иностранный пароход, завидя его издали, всегда мог бы не только выйти из 3-мильной береговой полосы, но и скрыться от нашегс тихохода в течение 1 0 -1 5 минут, так как редкий из иностранных траулеров, приходящих на Канин, обладает ходом меньше Ю'/2узлов, тогда как “Бакан” в лучшем случае делает 8'/4 - 8 '/2 узлов... При таких условиях любой траулер, - с иронией отмечала газета, - завидев издали “Бакан”, успеет не только выскочить из пределов территориальной береговой полосы, Но и засолить всю выловленную рыбу”80. В.Ф. Држевецкий, участвовавший в работе научно-промысловой экспедиции в 1909 г., впоследствии вспоминал, что экспедиционному судну “Андрей Первозванный” довольно продолжительное время приходилось работать борт о борт с английскими траулерами. “Нередко эти траулеры, взяв полный груз рыбы, проходили по носу “Андрея Первозванного”, вежливо прощаясь с нами 3 свистками, причем капитан любезно салютовал своей кепи. У всех нас оставался какой-то неприятный осадок на душе и чувствовалась насмешка в этой вежливости”. Известный на Севере предприниматель К. Спаде, приехавший сюда с Балтики и быстро освоившийся на Мурманском берегу, выступил 8 апреля 1911 г. в газете “Архангельск” с эмоциональной статьей, посвященной английским траулерам. Деятельность англичан приняла такие размеры, что, как утверждал К. Спаде, в начале февраля английское правительство всерьез обсуждало вопрос об отправке в воды Мурмана минного крейсера “для защиты интересов своих подданных”. “В конце декабря я отправился на своем пароходе “Север”, к Семи Островам на рыбный промысел, - писал К. Спаде.- На Семиостровском рейде стояло уже 22 английских траловых парохода. Освещение на них ацетиленового газа, а на некоторых даже электрическое. По обоим бортам имеются большие люстры, которые своим освещением превращают ночь в день и благодаря этому 79Архангельск. 1909. 22 июля. 80Архангельск. 1911. 16 марта. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz