Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

В навигацию 1914 г. “Бакан” оказался единственным (!) роенным кораблем на Европейском Севере, с которым Россия вступила в Первую мировую войну. И его могло бы не быть. 8 марта 1914 г., следуя из Либавы в Александровск вдоль норвежского побережья, “Бакан” во время шторма стал на камень в одном из проливов. “Командир “Бакана” ссылается на неправильные границы оградительных лучей маяков, - спешила поделиться новостью редакция газеты “Архангельск”. - Ссылка более чем странная. По словам нескольких архангельских моряков, у острова Лека, где сел на мель “Бакан”, проходит ежедневно по нескольку судов и тем не менее никто, кроме “Бакана”, не замечал никаких неправильностей в огнях маяков... Теперь “Бакан” закончил свою карьеру”73. Однако повреждения оказались незначительными. Уже на следующий день та же газета со ссылкой на С.-Петербургское телеграфное агентство сообщила, что “Бакан” снят с камней тремя норвежскими пароходами74. Осмотр его в доке показал, что ремонт займет не более двух недель75. ... С началом войны командир “Бакана” капитан 2-го ранга Поливанов был назначен начальником обороны порта. “Они чувствуют себя как дома...” В начале XX в. активную экспансию на Севере стали проводить и англичане. Промысел английскими траулерами морской камбалы в районах острова Колгуев и у полуострова Канин в считанные годы стал “традиционным”, как и норвежский промысел у берегов Мурмана и Новой Земли. Согласно официальным английским источникам, в 1906 г. траулеры совершили 41 рейс в места промыслов, рас­ положенные вблизи российских берегов: в 1907 г. - 76 рейсов; в 1908 г. -116; 1909 и 1910 гг. - по 215; 1911 г. - 30676. При этом российские исследователи полагали, что фактическое количество рейсов, совершаемых английскими траулерами, значительно больше. По сведениям русского консула в Гулле, в 1910 г. 40 траулеров только из этого порта были заняты исключительно набегами на русские северные воды77. С мая по октябрь некоторые траулеры успевали совершить до 6 рейсов!78 73Архангельск. 1914. 13 марта. 74Архангельск. 1914. 14 марта. 75Архангельск. 1914. 15 марта. 76Книпович Н.М. Траловый лов в Баренцевом море / / Вестник рыбопромышленности. 1915. Кн. 1 - 2. С. 36 - 37. 77 Копытов НЛ. Мурманске-Канинекие рыбные промыслы / / Известия АОИРС. 1911., № 10. С. 758. 78Жилинский А.А. Морские промыслы Белого моря и Ледовитого океана. Пг., 1917. С. 12. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz