Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
В январе 1907 г. Управляющий землеустройством и земледелием предложил Морскому министерству сделать это, но получил ответ с отказом. В нем говорилось, что министерство, располагая крайне ограниченными ассигнованиями, не может уделить каких-либо сумм на постройку или приобретение подобного судна и, “будучи озабоченным воссозданием боевого флота (после Русско-японской войны. - Г.П., Р.Д.), не признает возможным возбудить вопрос об отпуске министерству дополнительных ассигнований для этой цели”. В следующем, 1908 г., аналогичное предложение представил в отчете государю архангельский губернатор И.В. Сосновский, и Николай II наложил резолюцию “Пора заменить”; но замены все равно не последовало. Вместо того, чтобы исполнить волю императора и доложить ему об этом, чиновники разных ведомств пустились в затяжную переписку, обмен “со ображениями”. В “Деле об охране морских и звериных промыслов” Государственного архива Архангельской области сохранились копии документов, которыми в течение пяти (!) лет обменивались между собой Главное Управление землеустройства и земледелия, Морское министерство, Министерство юстиции, Совет министров и Государственная Дума. Это своеобразный мартиролог благих намерений. В нем есть и предложение создания “особой промысловой стражи в числе 21 стражника”, и обоснование необходимости приобретения 4 парусно-моторных ботов, одного парового катера, 2 мореходных и 21 мелких карбасов для осуществления промыслового надзора, и проекты поправок к действующему законодательству68. Бумажная возня вокруг “высочайшей резолюции” 1908 г. продолжалась до 1912 г. В конце концов столичные чиновники решили избавиться от надоевшей им проблемы, переложив на архангельского губернатора бремя “организации на месте, в городе Архангельске, охраны звериных и рыбных промыслов в Белом море и территориальных водах Северного Ледовитого океана... и зафрахтования в этих целях частного парохода”69. В начале 1912 г. губернатор созвал совещание “из местных сведущих лиц пароходовладельцев”. В нем принял участие и директор ТовариществаАрхангельско- Мурманского срочного пароходства. Выяснилось, что в портах Белого моря и Мурмана зафрахтовать подходящее судно нет возможности: пароходы Мурманского Товарищества “Вайгач”, “Ксения” и “Королева Ольга Константиновна” хотя и развивали требуемую скорость (до 12 узлов), но были заняты срочными рейсами, за совершение которых выплачивалась казенная субсидия. Других судов, обладающих такой скоростью и способных совершать продолжительные плавания, не нашлось. Оригинальную идею высказал архангельский купец Эрнест Шмидт. Он предложил 68ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Т. 2. Д. 622. Л. 78 - 78 об. и Тамже.Л. 143. 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz