Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“воинственный” архангельский губернатор Н.М. Баранов и известный своим деятельным патриотизмом купец М.К. Сидоров. Однако до начала Первой мировой войны правительство всерьез не занималось этой проблемой. Охранные суда, как и прежде, прибывая весной с Балтийского моря, осенью возвращались к местам своего базирования. В начале XX в. архангельские губернаторы неоднократно ходатайство­ вали об оставлении охранных крейсеров на Севере. Так, в 1902 г. контр-адмирал Н.А. Римский-Корсаков просил оставить присланный крейсер вАлександровске. В 1907 г. вице-губернатор Д.Д. Григорьев писал в морское министерство, что “до тех пор, пока военные суда не будут оставаться на зимовку на Мурмане - полной охраны наших зверобойных промыслов от норвежских промышленников достичь невозможно”65. Но Морское ведомство оставляло ходатайства без рассмотрения. С 1897 по 1914 гг. патрулирование на Севере бессменно осуществлял военный транспорт “Бакан” (одноименный с тем судном, которое в 1882 г. было послано Морским министерством охранять промыслы). Новый “Бакан” был построен в Санкт-Петербурге, спущен на воду в 1896 г. Он имел водоизмещение 885 т; длину - 165 футов, ширину - 32 фута и углубление - 12 футов (50,4; 9,9; 3,7 м соответственно); запас угля 130 т обеспечивал дальность плавания до 1800 миль. Вооружение его, состоящее из двух 47-мм и двух 37-мм орудий, в годы Первой мировой войны было усилено: вместо 37-мм орудий были установлены артиллерийские системы более крупного, 75-мм калибра. Считалось, что “Бакан” способен развивать скорость до 11 узлов, но фактически он давал не более 9 узлов66. “Бакану” в известном смысле не повезло. Он постоянно становился объектом насмешек как со стороны русских, так и зарубежных газет; на действия его команды все время кто-то жаловался. Неспособность корабля бороться с иностранными “хищниками” впоследствии критиковали историки. Одно из немногих светлых пятен в истории “Бакана” - это его плавание в 1910 г. под командованием капитана 2-го ранга Д.Ф. Мантурова вдоль западного берега Новой Земли до мыса Желания - самой северной точки архипелага, в ходе которого проводились многочисленные съемки берегов и гидрографические исследования67. 65ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2492. Л. 1. “ Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота... С. 238 - 239; Залес­ ский Н.А. Флот Русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн / / Летопись Севера. Т. VI. М.: Мысль, 1972. С. 159; “Бакан” / / Архангельск. 1914. 14 марта. ‘7 Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути... С. 336, 472. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz