Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

случаю жаркого времени течет из бочек, а шкуры портятся, при том шлюпочный сарай, где находятся сало и шкуры, необходимо освободить, так как оный должен быть обшит внутри досками, согласно распоряжению Губернского Правления, и в него следует поместить запасные шлюпку и ёлу, которые на открытом воздухе рассыхаются”62. Ответа на это странное и унылое послание исправника, у которого все текло, рассыхалось и портилось, мы не нашли. Ясно одно - казна не получила пользы от конфискованного норвежского улова. Возможно, определенную “пользу” удалось извлечь местным чиновникам, но прямых доказательств этого нет... А “Наездник” в том же году, кроме крейсерства вдоль Мурмана, совершил плавания к берегам Новой Земли, островам Колгуеву и Вайгачу. Во время кампании крейсер останавливал и осматривал встречавшиеся иностранные промысловые суда, производил съемку берегов и промеры у Канина Носа и в некоторых других местах63. “Наездник” и однотипные с ним “Вестник”, “Джигит”, “Самоед”, с 1 фев­ раля 1892 г. также переведенные в класс крейсеров II ранга, совершали плавания на Севере соответственно в 1893, 1894, 1895 и 1896 гг. Оценивая результаты плаваний крейсеров за первые два года, губернатор Александр Платонович Энгельгардт написал: “С появлением крейсеров поло­ жен конец хищнической деятельности в наших северных водах иностран­ ных промышленников, которые в течение многих лет нарушали существенные интересы приморского населения Архангельской губернии”64. Как показало время, оптимизм губернатора оказался неоправданным. Крейсерство так и не стало по-настоящему эффективным. Военный транспорт “Бакан”: как от него избавиться? Одного судна для защиты поморских промыслов в территориальных водах России оказалось явно недостаточно. Пользуясь этим, значительное число иностранных судов безнаказанно промышляли рыбу и морского зверя в непосредственной близости от русских берегов; лишь единицы их задерживал охранный крейсер. В создавшейся ситуации наиболее верным решением была бы отправка на Север сразу нескольких военных судов и оборудование для них постоянной базы на Мурманском берегу, что, кстати, еще в начале 80-х гг. предлагали сделать ы Там же. Л. 30. 63 Обзор Архангельской губернии за 1893 год. Архангельск, 1894. С. 26. м ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 541. Л. 8. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz