Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

норвежская яхта57, стоявшая на якоре у Нокуева острова с полными трюмами убитых тюленей, была отпущена, а со шкипера ее взята подписка о том, что он впредь не будет заниматься промыслом в русских территориальных водах58. Приват-доцент С.-Петербургского университета магистр зоологии Н.М. Кни- пович, находившийся летом 1893 г. в командировке на Мурманском берегу для ознакомления с морскими промыслами и привлеченный к разбирательству в качестве эксперта, впоследствии так писал о случившемся: “Судовые карты норвежских шкиперов носили ясные следы курсов, проложенных в пределах русских территориальных вод и поставленных там точек, старательно вытертых резинкой, а карта одного из судов специально была залита чернилами; тем не менее следы курсов видны были отчетливо...”59. Яхта “Helsine” стояла в стороне от остальных, будучи отделена от них крейсером, поэтому ее шкипер, не имея возможности согласовать свои показания с товарищами по несчастью, дал показания, совершенно отличные от показаний других шкиперов, и сознался, что вел с ними промысел тюленей в Горле Белого моря; его показания полностью согласовывались с записями в судовом журнале. В сущности, признания шкипера “Helsine” и легли в основу обвинения шкиперов других норвежских судов. Последние написали протест, где отрицали все предъявленные им обвинения, требовали окончить дело как можно скорее и угрожали, что могут потребовать “вознаграждения” судовладельцам и командам за незаконное задержание60. Уже первое плавание “Наездника” подтвердило высказываемые ранее опасения, что в силу организационных “несообразностей” крейсерство, как и в начале 1880-х гг., опять может стать исключительно демонстрационным. Правда, на сей раз не командование крейсера, а местные власти на Мурмане оказались в растерянности: что делать с арестованными норвежцами и их добычей? Кольский исправник, которому непосредственно довелось заниматься командами арестованных яхт и конфискованным с них уловом, направил в губернское правление рапорт, из которого ясно видно, в каких незавидных условиях приходилось ему работать. К рапорту он приложил список своих вопросов к начальству процедурно-правового характера. Вопросы эти достойны того, чтобы воспроизвести их отдельно: 57 “Lidia” (41,36 т, владелец Feddersen & Nilsen, шкипер German Konstantin Lommyervi, команда из 8 чел.) 58ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2049. Л. 23 - 24 об., 27. 59 Книпович Н.М. Положение морских рыбных и звериных промыслов Архангельской губернии. СПб, 1895. С.10 - И. 60ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2049. Л. 25, 26. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz