Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

мили от максимального предела отлива. Это определение принято в последнее время также законами разных западноевропейских государств, напр., Англии, Германии, а также и некоторыми международными договорами, например трактатом, заключенным 6 мая 1882 г. между государствами, расположенны­ ми вокруг Северного (Немецкого) моря относительно полицейской регламен­ тации рыболовства в этом море. Но наряду с этим, на основании соглашений 1892 - 1894 гг. между Россией, Англией и Северо-Американскими Штатами, в целях охраны в северной части Тихого океана котикового промысла, подведомственная государству полоса берегового моря определена в 10 миль. Однако, говорит проф. Мартенс, ошибочно было бы считать общеобязательным правилом трехмильное пространство берегового или территориального моря, ибо такого обязательного международного закона нет и быть не может. Напротив, по мнению Мартенса и Листа, желательно возвращение к старому правилу Бинкерсгука, которое есть единственно верный масштаб для определения власти прибрежного государства над частями моря, омывающего его берега. На необходимость расширения границ территориального моря указал и институт международного права, высказавшись в Парижской своей сессии, в 1904 году, за 6-мильные границы. Из изложенного, таким образом, вытекает, что начала международного права не дают по рассматриваемому вопросу твердо определенных указаний... При таких условиях и ввиду отсутствия в нашем законодательстве каких-либо по сему предмету узаконений, надлежит... возбудить вопрос не о расширении трехмильной полосы территориальных вод, а о законодательном определении границ этих вод"55. Присутствие охранных крейсеров на Европейском Севере России представляло собой юридический нонсенс, не замеченный ни в России, ни за ее пределами. Крейсера охраняли границы, которых не было. Плавание “Наездника”: первый успех Едва начав патрулирование вдоль Мурманского берега, крейсер “Наездник” 26 мая 1893 г. задержал на рейде у Йоканьгских островов сразу шесть норвежских яхт56 и препроводил их в Екатерининскую гавань. Еще одна 55ГААО. Ф. 1. Оп. 8. т. 2. Д. 622. Л. 110 об. - 112 об. “ “Helsine” (32, 15 т, владелец Feddersen & Nilsen, шкипер Gustav Larsen, команда из 9 чел.); “Swanen” (26,3 т, владелец G.Robertson, шкипер William Jonas, команда из 8 чел.); “Hortensia” (38,29 т, владелец - российский вице-консул (!) O.J. Finkenhagen, шкипер Severin Jensen, команда из 9 чел.); “Thora Den Blide” (56 т, владелец и шкипер О. Sevaldsen, команда из 11 чел.); “Elena” (47,55 т, владелец Feddersen & Nilsen, шкипер I. Alexandersen, команда из 9 чел.); “Freya” (32 т, владелец G. Robertson, шкипер Nils Mathisen, команда из 9 чел.). 21 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz